«Русская классика зиждется на православной основе»

Профессор Владимир Воропаев о круглом столе «Русская культура и вера: от Пушкина до интернета» …

Как сообщалось, в Москве состоялся круглый стол «Русская культура и вера: от Пушкина до интернета». О мероприятии рассказал в интервью «Русской народной линии» его участник доктор филологических наук, профессор Московского государственное университета Владимир Воропаев
На круглом столе обсуждали школьное преподавание, необходимость издания хороших учебников для школы и вузов, пропаганды классической литературы, также рассматривали отличия светской прозы от духовных произведений. До революции 1917 года русская литература была единой, не было разделения на светских и духовных писателей. Но, к сожалению, после 17 года этого не стало. Однако ныне общество приходит к пониманию, что русская словесность едина. На круглом столе я привел в пример книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Это церковная, духовная, но и светская добротная художественная литература, написанная нашим современником. В этой книге все явления жизни показаны сквозь призму христианского учения.
Владимир Крупин хорошо рассуждал о школе, о проблеме воцерковления наших писателей.
Отец Симеон (Томачинский), преподаватель Московской духовной академии, ранее работавший в издательстве Сретенского монастыря, отметил, что мы имеем множество замечательных современных писателей, таких как Захар Прилепин, Александр Дугин, Алексей Иванов, Олеся Николаева.
В свою очередь, я подчеркнул, что классика еще не прочитана и духовный смысл произведения часто ускользает от школьных учителей и их учеников. Я обратил внимание на то, что в школе необходимо учить читать классику. Почему верующая женщина Катерина покончила жизнь самоубийством? Островский все объяснил, но, к сожалению, школьники не умеют читать. Екатерина имеет неосознанную веру, в Церкви она ничего не видит и не слышит, окунувшись лишь в свои мечты. Это истинная причина ее гибели.
Какая главная духовная проблема у Гоголя в «Тарасе Бульба». Писатель ставит вопрос: можно ли силой оружия защищать святыню веры? Николай Васильевич делает выписки из святых отцов, где одни говорят, что непозволительно убивать христианину, меч христианина – духовный меч, молитва, а иные святые отцы пишут, что также непозволительно убивать христианину, но убивать врагов на брани поля законно и похвалы достойно! Правильные вопросы могут выявить духовные проблемы, а это все ускользает от современного читателя. Например, фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба». Это хороший патриотический фильм, но вечные проблемы остались вне поля зрения актеров. Художественная правда не может быть без правды Божией, ведь русская классика зиждется на православной основе, что инстинктивно понимали наши писатели.
Также на круглом столе обсуждалась тема влияния интернета. Владыка Климент отметил, что мировая сеть приносит больше зла, чем пользы. С ним многие участники мероприятия согласились. Была затронута проблема отношения к научному прогрессу, на что я привел слова нашего златоуста протоиерея Артемия Владимирова. Когда его на конференции спросили: «Компьютер от беса или от прогресса?», он точно и замечательно ответил: «Конечно, компьютер от прогресса, а не от беса. Но идя путем прогресса, мы прямо попадаем в руки беса». Он точно сформулировал суть проблемы.
Заседание прошло в интересных дискуссиях, на протяжении 2 часов мы разговаривали о разных проблемах. Один присутствовавший журналист задал вопрос об Императоре Николае Александровиче, сказав хулу, что Царь ввергнул страну в разорительную войну, погубив ее. Конечно, я с владыкой Климентом ему возразил.

Комментарии отключены.