Неделя о Страшном Суде

c91e898edc147eaa626e3d92d92962aa
Милостиве Господи, помилуй нас в день суда Твоего…

В жизни Церкви нет ничего напрасного и случайного. Не случайно и то, что воспоминание о Страшном Суде Церковь приводит именно перед Великим постом, ведь это время, когда все располагает верующих к работе над собственным сердцем. Напоминается нам о грядущем воздаянии в первую очередь для того, чтобы побудить к покаянию и стяжанию добродетелей. На какие же дела покаяния и исправления жизни особо обращается внимание? На те, о которых мы слышим во время евангельского чтения: …Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35–36).
Отсюда становится понятно, что Господь произнесет суд Свой преимущественно по делам милосердия, а они, в отличие от каких-то особых духовных подвигов, доступны для всех. Кто может сказать, что не имел возможности напитать алчущего, посетить больного и заключенного? Пост же телесный ценен настолько, насколько способствует делам милосердия.
«Господни разумевше заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим; да речет и к нам Хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие!»

Перед Страшным Судом совершится второе Пришествие Христово, которое, в отличие от первого, будет со славою и величием. Сопровождать Христа будут Ангелы, а встречать все люди — как застигнутые в живых, так и воскресшие из мертвых. Перед вторым Пришествием произойдет всеобщее воскресение когда-либо живших на земле людей. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26, 19) Усопшие воскреснут в особых преображенных телах, оставшие­ся в живых мгновенно изменятся. …Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15, 42–44).
После всеобщего воскресения Господь станет вершить Свой праведный и нелицеприятный Суд.
…И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов…(Мф. 25, 32) Овцы будут поставлены «одесную», то есть справа, так как нахождение справа от правителя означало особое к нему приближение, великую честь и милость. Козлы же, или, как говорится в славянском тексте, козлища, будут поставлены «ошуюю», то есть слева, в знак немилости и осуждения.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 34–36).Как видно из евангельской картины Страшного Суда, Царство Небесное праведники наследуют за дела любви и милосердия.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…(Мф. 25, 41) Огонь здесь изображает высшую степень мучения. Этот образ заимствован от понятия геенны огненной — большой долины к юго-западу от Иерусалима, где во время уклонения иудеев в идолопоклонство совершались чудовищные жертвоприношения и куда впоследствии свозились нечистоты и трупы казненных. В долине постоянно горел огонь, как зачастую горит он сейчас на городских свалках, поэтому это место и получило название геенны огненной и стало служить образом вечного мучения грешников.
Суд Господень страшен еще и тем, что решение об участи грешников будет окончательным. Вопреки существующим лжеучениям, муки их не будут иметь конца, потому что грешники сами, добровольно отверг­ли Бога и отдалились от Него.
Столь же вечным и нескончаемым будет блаженство праведников, которые в земной жизни всеми своими силами стремились быть с Богом, жить по Его заповедям.

Комментарии отключены.