Стяжание – кризис души. Неделя 25-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

Мы вошли в период Рождественского поста. Это время, которое мы должны проводить в воздержании и молитве, готовясь к великому празднику Рождества Христова. В нынешний воскресный день за Литургией читается евангельская притча, ставящая перед нами важный вопрос: что является для нас самым главным в жизни? Для чего мы получаем образование, делаем карьеру, налаживаем связи, создаем семью, обустраиваем наше жизненное пространство?

Христос рассказал притчу об одном человеке, который был крупным землевладельцем. Однажды он получил большой урожай, и в закромах не хватило места, чтобы его хранить (Лк. 12, 16–17). Богач решил построить новые, более вместительные хранилища для своего богатства и рассуждал: «сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 18–19).

Говоря современным языком, этому человеку улыбнулась удача, к которой он даже не был готов. Он получил хорошую прибыль и радовался тому, что богатство пришло в его жизнь. Нет ничего предосудительного в том, что человек потрудился, а земля принесла хороший плод. Но какова была главная цель всех усилий богача, к чему стремилось его сердце? Оказалось, что он делал это исключительно ради своего покоя. «Покойся, ешь, пей, веселись», – сказал он сам себе. То есть этот человек был эгоистом, его интересовало только свое «я». Этот богач не подумал о других людях, даже о своих близких. Ему не пришло в голову, что Бог дал ему богатый урожай, чтобы спасти от голода нуждающихся и через это разбогатеть духовно: получить награду куда более ценную, чем годы беззаботного времяпровождения.

В ответ на свои мысли богач получает страшное известие: «Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20). Эти слова развеивают призрачные радости человеческого самолюбия, смерть полагает им предел. Перед ее лицом мы яснее осознаем, насколько правильны наши цели, на достижение которых мы тратим все свои силы, всю свою жизнь. Человек, уходя в новую, вечную жизнь, ничего с собой не возьмет. И евангельского богача ожидало разочарование, ведь он потратил всю жизнь на приобретение того, чем не мог утешиться в вечности. Господь заканчивает эту притчу очень важными для всех нас словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21).

В человеке есть некая творческая сила, дарованная Творцом. Если мы в своей семейной, трудовой, общественной жизни сосредотачиваемся только на требованиях своего «я», на стремлении к удовольствиям земной жизни, то наше совершенствование как творческой личности останавливается. О чем думал богач? Только о себе, о своем «я». Он даже не подумал о своих близких, сродниках, о своих работниках, не поинтересовался, в каком положении они находятся. Богач имел одну только цель – проводить жизнь в праздности и телесных удовольствиях.

Сегодня много говорится о санкциях, о финансовом кризисе. Но мы забываем, что в основе этого лежит более глобальный кризис – духовный. Мы истощаем земельные ресурсы, не заботясь о будущих поколениях. Мы пользуемся другими людьми, оценивая каждого знакомого с точки зрения того, насколько он нам может быть полезен, будет ли нам весело с ним. Основываясь на этом, мы и решаем, стоит ли поддерживать с ним отношения, и часто отворачиваемся от человека в нужде. Собираясь вечером всей семьей за столом, мы можем строить планы на грядущие выходные или обсуждать, как провести новогодние праздники, какие купить подарки, но не вспомним, что надо пойти в храм поблагодарить Бога за нашу жизнь, не вспомним о старом школьном учителе, который помог нам научиться читать, стать образованными. Мы быстро забываем тех, кто сделал нам добро. Состояние человеческих отношений в наше время характеризуется всеобщим эгоизмом. Чаще преследуются сиюминутная выгода и удовлетворение амбиций, чем исполнение евангельских заповедей о любви к Богу, родителям, ближним, наставникам. Вот и получается, что, подобно безумному богачу, мы стремимся к тому, что бесполезно и даже вредно для нашей души.

Священное Писание не осуждает богатство как таковое. Осуждаются жестокость, скупость, алчность, которые оно может развить в человеке. Однако этим могут грешить люди, разные по достатку. Можно всю жизнь оставаться бедным, но мечтать о богатстве лишь для того, чтобы пожить «на широкую ногу». Евангелие же учит нас, что можно в любом состоянии приобретать блага вечной жизни.

Эта притча Христа призывает нас богатеть в Боге – стремиться к созиданию и совершенствованию своей души. И пусть наступивший Рождественский пост станет для этого благоприятным временем.

«Вечерняя Москва»

www.izdatsovet.ru

 

Комментарии отключены.