Смысл поста

Чего мы добиваемся постом?

1. Основная цель поста – очищение души и тела постящегося. Василий Великий называет пост “врачевством, истребляющим грех”. Во-первых, пост очищает телесные чувства и умерщвляет сластолюбие. В то время как чревоугодие и рабское отношение к своему желудку питают плотское мудрование и животные инстинкты, пост, напротив, подавляет плотские желания и успокаивает телесные движения, как учит святой Григорий Палама. У многих Отцов, а также в церковных песнопениях мы встречаем ряд характерных сравнений. Пост уподобляют мечу или клинку, отсекающему плотские страсти, или узде, сдерживающей телесные порывы.

2. Но пост не только усмиряет движения тела; в то же время он освобождает человека я от душевных страстей. Согласно святому Иоанну Златоусту, пьянство и обжорство порабощают нас страстям, в то время как пост избавляет нас от их оков, освобождает от мучительства и ведет к изначальной свободе. Так что пост весьма справедливо именуется “страстоубийцей” и “лекарством, очищающим от страстей”.

3. Так же как и от страстей, пост избавляет нас и от нечистых помыслов. Как говорят богоносные отцы, одно из самых действенных орудий дли борьбы со скверными помыслами – пост. Святой Иоанн Златоуст отмечает, что пост “многую в помыслах, наших творит тишину…”.

Отгоняя страстные мысли, пост очищает человеческий ум и, как некая мысленная лестница, возводит его на Небо. По словам святого Иоанна Лествичника, “ум постника молится трезвенно” и “ум воздержного – храм Святого Духа, а ум чревоугодника – жилище ворон”.

4. Как мы уже упомянули, часто пост уподобляется оружию. Итак, христиане с этим оружием в руках сражаются с дьяволом и отражают атаки злых духов. Василий Великий учит, что “пост – оружие для ополчения против демонов”. А по словам Евфимия Зигавина “пост – великое укрепление для обороняющихся от демона”. Без молитвы и поста невозможно противостоять различным искушениям “Он” (пост), по словам Василия Великого, “отражает искушения”.

5. С помощью поста мы не только победоносно сражаемся с дьяволом. В то же время он придает нам силы в нашем стремлении стяжать христианские добродетели. Пост – “благих ходатай”, как говорят песнопения Постной Триоди, а по словам святого Григория Нисского, “пост – основание добродетели”. Святой Иоанн Златоуст называет его “матерью здравомыслия”, а святой Исаак Сирии – “защитником всякой добродетели”.

6. Как мы сказали, первое, чего добивается с помощью поста христианин – очищение своей души и тела. Однако это своего рода “программа-минимум”; верующий должен стремиться к более высокой цели – богообщению. Пост и духовная чистота, которую дает нам истинный пост – путь, возводящий человека к Богу. Без этих условий невозможно при-близиться к Богу, стяжать чистую молитву, приобщиться Божией благодати. В этом вопросе наши богоносные Отцы единогласны. И все они в подтверждение своего учения ссылаются на образы двух великих пророков: Моисея и Илии. Боговидец Моисей подготовился сорокадневным постом к восхождению на гору Синай, где он видел Бога, говорил с Ним и принял Его Закон. Святой Иоанн Златоуст говорит: “Проведя сорок дней в посте, великий Моисей удостоился получить скрижали Закона”. То же самое можно сказать и о пророке Илии. Василий Великий пишет: Пост сделал Илию зрителем великого видения; ибо очистив душу сорокадневным постом, удостоился он в Хоривской пещере видеть Господа, сколько можно видеть Его человеку”.

Препятствия на пути поста

1. Предполагается, что такой духовный подвиг христианина, как пост, неизбежно связан с трудами и усилиями. И, конечно, не случайно церковные песнопения великой Четыредесятницы – самого продолжительного и тяжелого поста – называют это постное время “великой пучиной”, переплыть которую призваны верные, или “поприщем добродетелей”, которое должны пройти “хотящий страдальчествовати”, “препоясавшеся добрым поста подвигом”.

2. Когда мы хотим взять на себя подвиг поста, то мы встречаем различные препятствия к нему. И самое большое из них – сам дьявол, наш смертельный враг, разными своими ухищрениями старающийся сбить нас с Божьего пути. Этот богоборец и человеконенавистник – как называет его Василий Великий – то на¬гоняет на нас уныние и усталость, то пытается поймать нас на крючок сластолюбия. Когда мы собираемся поститься, он всеми способами побуждает нас передумать. Когда мы начинаем пост, он представляет нам массу затруднений, чтобы либо оторвать нас от нашего подвига, либо чтобы мы свели его к минимуму с помощью разных уловок. А если все эти его эти предприятия потерпят неудачу, он старается лишить нас плодов поста, побуждая нас к гордости или подстрекая нас подавиться своим постом перед окружающими.

3. Второе великое препятствие — наша человеческая немощь. Воля падшего человека слабая и больная, ум, легко соглашающийся на грех и сердце, так уязвимое для стрел сластолюбия, с трудом соглашаются на постный подвиг, как и на любой другой подвиг жизни во Христе. А если мы и берем на себя этот подвиг, то мы не всегда правильно его проходим или не доводим его до конца. Мы легко склоняемся на внушения “сопротивных помыслов”, попадаем в плен к сластолюбию и оставляем подвиг.

Поэтому нам необходимо постоянное бодрствование и самопринуждение, то есть терпение и настойчивость, “Надобно всегда принуждать себя ко всему доброму, – пишет святой Макарий Египетский, – к соблюдению всех заповедей Господних, хотя бы и не желало того сердце по причине пребывающего в нем греха”.

Но в первую очередь мы должны прибегать ко Господу с горячей молитвой, прося Его укрепить нашу волю, утишить наши помыслы, сохранить наше сердце от нашествия губительных страстей и пригвоздить его к Божией воле.

4. Другое препятствие, которое сегодня многим мешает поститься – дух нашего времени. Материалистический взгляд на жизнь и неумеренное сластолюбие, царствующие вокруг, воздействуют на нас и удаляют нас от нашего церковного предания и вдохновляемого им образа жизни.

Мы должны противостоять. Мы должны полюбить освященный Церковью образ жизни. Мы должны пригвоздить себя к нашему благословенному Преданию. И мы твердо стоять перед лицом иконоборческого беснования, нападок и насмешек – обычных средств, с помощью которых так часто гасится наша ревность и которые внушают нам, что пост – либо ненужное излишество, либо нечто отсталое!

За и против

1. Как явствует из некоторых слов наших святых Отцов, в их времена были такие христиане, которые избегали постов и пытались оправдать свой отказ от поста с помощью разных отговорок. То же самое – но с гораздо большим размахом – мы видим и в наше время. И сегодня многие отказываются соблюдать церковные посты, часто приводя те или иные причины и пытаясь с их помощью оправдать свое нарушение постных правил или перед своей собственной совестью, или перед окружающими; однако, по большей части, это всего лишь вины о гресех (извинения дел греховных — Пс. CXL, 4).

2. Когда речь заходит о посте, мы часто слышим, как многие выдвигают “неоспоримый” аргумент: к чему поститься, если главное – чистое сердце? Они считают, что этот аргумент полностью освобождает их от необходимости поститься. Когда во время поста видишь их приглашенными к столу, то обычно, высказавшись о “чистом сердце” – и они наивно верят, что этот аргумент свидетельствует о совершенной ненужности поста – с жадностью набрасываются на скоромные яства. Ясно, что большинство высказывающих этот “аргумент” против поста – люди малоцерковные или вообще нецерковные, относящееся к святыне без всякого благоговения и даже уважения. Они никогда всерьез не задумывались над тем, что они утверждают. И, конечно, они никогда и не пытались стяжать это “чистое сердце”, никогда не постились; так что мы не можем сказать, что они опытным путем убедились в бесполезности и ненужности постного подвига для очищения сердца. Итак, речь идет об обычной отговорке, за которой скрывается нечестие.

3. Другие выдвигают иной подобный аргумент, который они почерпнули из слов Христа о том, что не входящее в уста, а исходящее из уст оскверняет человека. Здесь мы также имеем дело с поверхностным – по меньшей мере – пониманием слов Христовых, которые вообще не имеют никакого отношения к посту (см. Мф. XV, 1-20; Мк. VII, 1-23; Лк. VI, 39; XI, 37-41).

В точности эти слова звучат так: не то, что входит, в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. XV, 11). Каков смысл этого отрывка? Человек не оскверняется пищей, которую он борет “неумытыми руками”, то есть не совершив предварительно ритуальное омовение рук, как считали книжники и фарисеи, следуя преданию старцев (Мф, XV, 2). Напротив: человека оскверняет то, что исходит из его сердца: злые помыслы, нечистые слова, греховные дела (см. Мф. XV, 17-20).

Из вышесказанного ясно видно, что те, кто прикрывается словами Христа для того, чтобы нарушить закон о посте, который Господь совершенно недвусмысленно одобрял и поощрил, полностью извращают их истинный смысл. Когда христиане постятся, они не считают нечистыми продукты, от которых воздерживаются. Единственная причина, по которой мы отказываемся от них – подвиг и воздержание. Ведь когда пост кончается, мы беспрепятственно едим все скоромные яства, А вот вопрос для опирающихся на этот: “аргумент” – не придавая значения “входящему в уста” – и не заботясь о посте – следят ли они за “исходящим”? Или подчинившись общему обжорству и пьянству, они уже не в состоянии контролировать поток слов, слетающих с их языка?

4. Еще один вопрос повергает в недоумение многих христиан – и это также может быть поводом для небрежения о соблюдении постных правил – по какому принципу те или иные продукты относятся церковным преданием к постным или скоромным. Например, часто спрашивают, почему в те или иные дни запрещается рыба, но разрешается икра, которая, как известно, происходит от той же рыбы? Или: почему в дни строгого поста можно есть маслины и семечки, хотя растительное масло не разрешается?

Хотя на первый взгляд эти недоумения вполне логичны, в действительное они неосновательны. И, разумеется, ни в каком случае они не являются оправданием для тех, кто отказывается от того; образа пощения, который мудро выработан многовековым опытом Церкви.

Прежде всего надо подчеркнуть и определенно заявить, что разделение продуктов на постные и скоромные – как мы уже говорили – ни в самой малейшей мере не означает гнушения какой-либо пищей. Церковь никогда не делила пищу на чистую и нечистую. И даже более того: когда некоторые ее члены пытались провести такое разделение, она принимала к ним самые суровые меры. Единственный критерий, по которому продукты делятся на постные и скоромные их пищевая ценность. Постная должна быть более легкой и менее богатая протеинами и вообще питательными веществами. И, конечно, всем понятно, что мясо и рыба, которая часто разрешается постами, имеют неодинаковую питательность. И одно дело – съесть немного икры, а другое дело – рыбу, которую можно приготовить самыми разнообразными способами со всевозможными гарнирами. Так же очевидна разница между доброй порцией пищи, приготов¬ленной на растительном масле, и горсточкой маслин, съеденных в постный день.

Хотя сегодня многие, постясь, заботятся не о том, чтобы, употребляя простые незатейливые яства, победить плотское мудрование и отогнать волны страстей, а о том, чтобы просто сменить диету, отыскивая редкие, вкусные и дорогие продукты, совершенно ясно, что они полностью извращают дух истинного поста.

5. Значительным препятствием к соблюдению поста многие считают тяжелую работу или негигиеничные условия труда. Надо сказать, что до некоторой степени это справедливо. Но кто сказал, что пост или христианская жизнь вообще касается только некоторых профессий или зависит от условий труда?

Раньше христиане гораздо больше трудились, не имея тех поразительных технических средств, которыми мы располагаем сегодня, без восьмичасового рабочего дня, а от восхода до заката. И, несмотря на это, христиане с великим благоговением соблюдали все церковные посты. И конечно, и сегодня их продолжает соблюдать немалое количество людей.

Христиане, относящиеся к этой категории, должны посоветоваться со своим духовником. И несомненно, что если обстоятельства того требуют, рассудительный духовник найдет приемлемый образ и устав поста.

6. В наше время несоблюдение поста часто оправдывают теми или иными причинами, связанными с состоянием здоровья. Итак, надо тщательно осветить и эту сороку вопроса. Здесь могут быть два случая: а) действительная болезнь и б) вображаемая болезнь или временное недо-могание, тяжесть которого многие преувеличивают и думают о нем днем и ночью. Действительно, многие из наших братьев-христиан страдают от таких заболеваний, которые не только не позволяют соблюдать пост, но даже требуют принимать пищу в самые значительные и строгие постные дни. А другие больные постоянно нуждаются в тех или иных скоромных продуктах и поэтому не могут полностью исполнять все постные правила.

Для таких больных ответ прост: руководствуясь указаниями своих врачей, они не постятся. Или постятся, но не весь многодневный пост. Или принимают какую-то пищу (например, молоко), которая нарушает постный устав, но является для них совершенно необходимой по причине болезни. Но, конечно, это касается только “пищевого” поста. Потому что в том, что касается воздержания от грехов и борьбы со страстями, они тоже должны поститься! И с еще большим усердием они должны стараться соблюдать живоносные заповеди Господни.

7. А теперь мы переходим ко второму случаю. Люди нашего времени, более чем когда-либо, отличаются эгоизмом и повышенным вниманием к своему здоровью, которое мы осмелимся назвать “болезнебоязнью”. Одни страшатся вымышленных недугов, другие хватаются за голову от каждого временного недомогания, и, в большей или меньшей степени, все увлечены своего рода “лекарствопоклонничеством”. В их мировоззрении почти не остается места для промысла и попечения Божия. При мысли о малейшей боли и страдании их охватывает ужас! И, конечно, такие христиане не хотят поститься. И это не врач им посоветовал! Они сами ставят себе диагноз и принимают решения!
Что можно прописать таким людям – так это излечиться от их воистину болезненного состояния. Силой веры и с помощью горячей молитвы научиться вверять свою жизнь и здоровье прежде всего промыслу Божию. И, конечно, вопрос о том, нужно или нет, и до какой степени нужно поститься решать должны не сами они.

8. Кроме того, не следует обходить вниманием – особенно сегодня – и такую сторону поста, как его благотворное влияние на здоровье. Помимо своего духовного значения, пост – замечательный способ освобождения человеческого организма от накапливающихся в нем ядов и профилактики различных заболеваний, вызванных неправильным питанием. Премудрые правила о постах, хранящиеся нашей православной Церковью, по мнению ряда ученых-диетологов, имеют величайшую ценность для борьбы с болезнями, подрывающими сегодня наше здоровье.

Результаты многолетних и многотрудных исследований современных ученых совпадают с уставами, которые вот уже на протяжении веков регулируют поста Православной Церкви. И их соблюдение ведет к понижению содержания холестерина и предупреждает развитие инфаркта, а также некоторых злокачественных опухолей.

Так подтверждается мудрое замечание Василия Великого, называющего пост “подателем здоровья” и “драгоценным для плоти”.

Двоякий характер поста: “воздержание от пищи” и “устранение от злых дел”

1. Когда мы говорим о посте или даже когда сами постимся, мы, как правило, думаем исключительно о воздержании от определенных продуктов и об умеренности в отношении других, постных. Однако такое восприятие поста односторонне и ущербно, так как истинный пост имеет двоякий характер. Существует телесный пост и наряду с ним духовный пост.

Телесный пост заключается в воздержании от тех или иных яств и напитков. Духовный пост, являющийся предпосылкой для поста телесного, касается в первую очередь души, но в широком смысле и всего человеческого естества. По христианскому учению он заключается не только в удалении от греха, но и в соблюдении воли Божией, в делании добрых дел и стяжании христианских добродетелей.

2. Когда мы говорим о телесном посте, мы имеем в виду частичное или даже полное воздержание от определенных продуктов. Но первоначально, как мы уже заметили, пост заключался в полном воздержании от любой еды и даже от воды. Однако с течением времени пост стал означать также воздержание от определенной пищи по определенным дням или в течение тех или иных периодов.

Главная составляющая христианского поста, если говорить о “воздержании от яств”, состоит в воздержании от мяса. Затем следуют некоторые другие продукты, также происходящие от “закалаемого” скота.

Этим воздержанием мы стараемся смирить свою плоть, обуздать инстинкты и усмирить страсти. Это то, что Апостол Павел называет “умерщвлением” и “распятием” плотского мудрования, страстей и похотей (см. Кол. III, 5; Гал. V, 24).

3. “Воздержание от яств” не означает гнушения этими яствами, поскольку, по словам Апостола, всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1 Тим. IV, 4); это аскетическое усилие, направленное на освобождение от сластолюбия и изнеженности, которые Отцы считают “началом всякого греха”. По прекрасному святоотеческому выражению, приведенному в Отечнике, христиан¬ский пост – не “убийство тела”, а “убийство страстей”.

Еще одно свойство поста, которое подчеркивают многие духоносные учители Церкви – умеренность в еде, которая касается не только поста, но и вообще отношения христианина к пище. Мы должны всячески избегать пресыщения и объедения. Мы едим столько, сколько требуется для жизни, а не для того, чтобы служить инстинктам и похотям. По словам святого Кирилла Иерусалимского, “станем употреблять пищу умеренно, не будучи отягощаемы чревобесием, но обуздывая свое чрево, чтобы иметь власть и над прочими страстями. Да будет управляемо тело душою, а душа да не будет увлекаема плотскими удовольствиями”.

4. Однако помимо телесного поста настоящий пост включает в себя и духовный пост. Это, как мы уже сказали, пост души, состоящий в “удалении от зол”, и он-то по преимуществу является “истинным постом”, приятным Господу. Василий Великий учит: “Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей: потому что истинный пост есть устранение от злых дел”.

“Устранение от злых дел” означает воздержание от зла, то есть от греха во всех его проявлениях: от греховных дел, злых слов, страстных похотей, нечистых помыслов. И этот образ поста, заключаются в том, чтобы, по словам Иоанна Златоуста, “удаляться от всякого зла”, гораздо выше поста телесного, заключающегося лишь в воздержании от пищи. Тот же Отец в другом своем слове усиленно подчеркивает, что ценность поста заключается не в его “телесной” составляющей, но в воздержании от греха: “Ибо честь поста заключается не в воздержании от пищи, а в удалении от грехов, так что именно тот-то и бесчестит пост, кто ограничивает его одним воздержанием от яств”.
Это значение, которое наши Отцы придают духовному посту, не означает того, что они принижают пост телесный; во-первых, этим Отцы выстраивают правильное соподчинение двух сторон истинного поста, а, во-вторых, пытаются оградить верующих от опасности превратить пост, ограниченный лишь воздержанием от пищи, в бесполезное соблюдение внешних форм и правил.

5. То же учение – но уже в поэтичес¬кой форме – развивают и церковные песнопения, в особенности Великой Четыредесятницы – главного периода воздержания и духовного поста на протяжении церковного года: “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз не-правды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия, безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость”.

(Постясь, братья, телесно, будем поститься и духовно: разрушим всякие оковы несправедливости, расторгнем узы насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую расписку, дадим голодным хлеб и введем в дома нищих и бездомных, чтобы получить от Христа великую милость).

Другая стихира говорит нам об опасности деградации телесного поста, не сопровождаемого постом духовным: “От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуеши неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидема будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим. Да не убо, согрешающи, пост непотребен сотвориши; но непоколебима к стремлением безместным пребывай…” (Постясь от пищи, душа моя, но не очистившись от страстей, напрасно ты радуешься неядению: ибо если оно не станет для тебя поводом к исправлению, ты, как лживая, будешь возненавидена Богом и уподобишься злым демонам, которые вообще никогда не едят. Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебима неуместными влечениями…).
6. Духовный пост, как мы уже заметили выше, заключается не только в отказе от чего-то, в “удалении от зол”, но и в старании верующего отозваться на волю Господню и соблюсти Его животворные заповеди. Христианин отказывается от наслаждения материальной пищей и наслаждается духовными добродетелями. Он воздерживается от различной пищи, но питается словом Божиим и Его спасительными заповедями.

Апостольские постановления связывают соблюдение поста с подаянием милостыни: “После же недели поста мы предписываем вам поститься также каждую среду и пятницу, а излишками, образующимися от поста, поддерживать нищих”. Таким образом, – постясь и совершая дела человеколюбия, – постились и первые христиане согласно Апологии Аристида, древнему христианскому памятнику относящемуся к началу II века: “А если среди них [христиан] есть кто нуждающийся или бедный, а у них нет возможности содержать его, они постятся два или три дня, чтобы подать нуждающимся необходимую пищу”.

7. Но и в Постной Триоди, ярко и подробно раскрывающей богословие поста, встречаются чудесные выражения, разъясняющие эту сторону духовного поста: “Сытость греха, душе моя, возненавиждь всегубительную, насладися сытостию поста прилежно, спасительныя заповеди снедь сотвори, наслаждение исходатайствующия вечных благ верою”. (Возненавидь, душа моя, всепагубное насыщение греха; старательно наслаждайся насыщением поста, сделай пищей спасительные заповеди, которые через веру хода-тайствуют наслаждение вечными благами).

Подвизающиеся христиане “питаются Божественною благодатию” и с помощью “краснейшего” поста, “матери добродетелей”, укрепляются к делам богоугодной жизни и взращивают спелый колос добродетелей.

Пост в нашей христианской жизни сегодня и завтра

1. Конечно, никто не может привес¬ти серьезных аргументов против того факта, что пост занимает значительное место в церковном учении и благочестии. Но вместе с тем нельзя и закрывать глаза на то положение, в котором сейчас находится это установление, на место, которое сегодня пост занимает в жизни верующих, и на возникающие в связи с ним проблемы, как среди пастырей и богословов, так и среди многих простых христиан.

Все то, что мы сказали в главе “За и против”, позволяет нам заметить, что трудности, на которые ссылаются многие верующие, и богословские дискуссии о посте касаются целесообразности и прежде всего возможности соблюдения поста в наше время – по крайней мере, том виде и в тех временных рамках, которые он принял во многовековом христианском предании. В настоящей главе мы пытаемся описать и разобрать, как можно более просто и понятно, встающие в наши дни перед многими членами Церкви проблемы.

2. Если сегодня пост является предметом пререканий и многочисленных дискуссий, то это, на наш взгляд, происходит от неведения и от извращенного восприятия сущности поста у многих людей.

Прежде всего, пост как духовное явле¬ние и как часть церковной практики не есть нечто самодостаточное. Его можно рассматривать только в контексте всей церковной жизни. И он имеет смысл только тогда, когда он связан со всеми прочими проявлениями христианской жизни, которую старается проводить христианин. Если по какой бы то ни было причине пост теряет свою связь с церковной жизнью и перестает являть тот глубочайший смысл, который придает ему Евангелие и церковное Предание, то он превращается в пустую формальность; формальность, которую сегодня многие христиане не могут понять, ценность которой они не могут уразуметь и потому не пытаются эту формальность исполнить.

3. Отрыв многих современных христиан от своих церковных корней, обмирщение образа мыслей и жизни и индивидуалистический (а потому эгоистический) подход даже к вопросам веры представляют собой значительные препятствия на пути к правильному пониманию духа Церкви и значения ее различных установлений. Когда-то люди жили в Церкви; Церковь вдохновляла и формировала их образ жизни. Сегодня многие живут вне Церкви. Их вдохновляет другой дух, чуждый по отношению к Церкви, и их образ жизни формируется вне какой бы то ни было христианской перспективы. Все это созда¬ст большие трудности для того, чтобы пост занял подобающее место в нашей теперешней христианской жизни.

4. Что же можно с этим сделать? Само собой разумеется, что вопрос о посте также можно рассматривать в общем контексте современной пастырской проблематики, касающейся оживления жизни во Христе и воцерковления современного человека. Но что касается поста, то здесь требуется особое усилие от пастырей Церкви – в области проповеди и катехизации – чтобы помочь церковному народу понять глубочайший смысл, ценность и правильный образ поста. Такие усилия сегодня невероятно облегчаются подчеркнутым интересом к своему здоровью и к правильному питанию, равно как и выводами, к которым пришла современная диетология.

5. В этом направлении должны работать и те живые члены Церкви, которые стараются соблюдать правила поста. И они также должны вдохновляться истинным восприятием поста. Неверно лишать пост его глубочайшего духовного содержания. И недостаточно просто соблюдать те или иные уставные предписания, касающиеся воздержания в пище. Если Бог осуждает пост израильтян, ставший формой без содержания (см. Ис. I, 13-20), гораздо более достоин осуждения пост христиан, когда он теряет свой духовный смысл и становится вопросом изменения диеты и кулинарного искусства.

6. Вопрос поста является предметом обсуждений и богословского интереса и для пастырей Церкви. Самым ярким выражением этих обсуждений явилось предложение о “приведении церковных правил о посте в соответствие с требованиями современной эпохи”. Первоначально это предложение было высказано на I Всеправославном совещании (о. Родос, 1961 г.) и было включено в каталог для готовившегося тогда Великого Собора Православной Церкви. Вслед за этим данный вопрос обсуждался особой Межправославной комиссией, занимавшейся подготовкой тем для рассмотрения на Великом Соборе.

Предлагавшиеся в ходе обсуждения различные нововведения изначально вдохновлялись снисхождением к современным христианам по причине сегодняшних жизненных условий и трудностей, как объясняли члены комиссии, и состояли в основном в уменьшении продолжительности постов и в смягчении их строгости путем разрешения рыбы и растительного масла в большую часть постных дней.

Эта маленькая книжечка обращена многим: к простым членам Церкви, а не только к богословам. Поэтому здесь не место подробному разбору предложений, разработанных Межправославной комиссией. Однако, поскольку кое-что должен знать весь церковный народ, мы выскажем несколько простых и немногословных замечаний.

7. Никто не станет оспаривать значимость такого установления, как пост. Это древнейшее установление. Оно глубоко укоренено в Писании и в церковном Предании. Пост выражает глубочайший дух Евангелия и является проявлением подвижнического характера христианского образа жизни. Без поста нет подвига. А без подвига не достичь спасения. Следовательно, не может быть веских аргументов против необходимости поста в нашей христианской жизни. Это само собой разумеется.

8. Вопрос, и раньше заботивший Церковь, и сегодня вызывающий споры, касается продолжительности и образа поста. Время от времени Церковь принимала определенные решения и упорядочивала те или иные стороны вопроса о постах. Тем не менее верно, что в церковной практике восторжествовала свобода, и не единообразие. А в таком вопросе, который непосредственно связан с лич¬ными возможностями, ревностью, духовной зрелостью и состоянием здоровья верующих, гораздо лучше подходит свобода, чем непререкаемое единообразие.

Именно это премудро подтверждает и рнятой Кассиан Римлянин: “Касательно образа воздержания в пище, или постничества, не может быть постановлено одинаковое для всех правило, потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же эта соблюдается не одною силою души, но должна соизмеряться и с силою тела”.
Итак, пусть нас не страшит наблюдаемое в церковной жизни многообразие. И давайте не будем пытаться подогнать все под непререкаемые правила возможно более полного единообразия.

9. С этой темой связан вопрос о каноничности и древности некоторых церковных постов. Что мы имеем в виду? Мы имеем в виду, что почти все посты, за исключением поста среды и пятницы и великой Четыредесятницы, были установлены не в апостольскую или послеапостольскую эпоху, но в гораздо более позднее время, и были приняты постепенно и молчаливо. То есть в то время как касательно поста среды и пятницы, равно как и Великой Четыредесятницы, высказывались Вселенские и Поместные церковные Соборы, ни один Собор не упоминает о прочих постах.
Однако также имеющиеся в трудах отцов и учителей Церкви сведения, данные различных монастырских Уставов и церковная практика отличаются большим разнообразием в том, что касается временной продолжительности и образа этих постов. Вот почему и раньше, и сегодня в недрах Церкви возникали дискуссии; дискуссии и споры, которые порой доходят даже до попыток оспорить церковную каноничность этих постов.

10. Мы полагаем, что правильный подход к данному вопросу находится в ответе, данном Патриаршим Собором, собравшимся в Константинополе в начале 2 половины XII века “пред державным и святым Царем” – императором Мануилом Комниным (1143-1180) – и под председательством Патриарха Луки Хрисоверга (1156-1169). Это единственное “официальное” церковное решение бывшее ответом на вопрос, нужно ли соблюдать Успенский пост (“аще подобает иже в августе пост совершати”) и в то время касающееся вопроса каноничности постов, о которых молчит изначально церковное предание.

В этом “ответе” Патриарх и участвовавшие в Соборе архиереи “изрекоша неотъемлему быти посту августа месяца”. Однако поскольку некоторые продолжали сомневаться, “за еже не обретатися нигде же определенну количеству дней сего по ста”, Патриарх Лука решил, что если письменное предание не определяет продолжительности этого (Успенского) поста “и совершаемаго поста пред праздником Рождества Христова”, “понуждаемся последовати неписаному церковному преданию”, постясь с 1 августа и с 14 ноября [по старому стилю].

Этот “ответ” Патриарха Луки дает нам основной критерий, с помощью которого мы можем верно разрешать различные вопросы церковной жизни и, конечно же, связанные с постом: там, где письменное предание молчит, мы следуем неписаному церковному преданию, выражающему многовековую церковную практику и богатство жизни во Христе церковного тела, вдохновляемого и руководимого присутствием Святого Духа.

11. Выражение, которое использует Межправославная комиссия – “соответствие требованиям современной эпохи” – говоря о предлагаемых нововведениях, как уже было отмечено, очень двусмысленно. Церковь, упорядочившая ряд, скажем так, “второстепенных” сторон поста, может и изменить их. Но какие бы то ни было изменения, вносимые ею, были направлены к духовной пользе и возрастанию верных. Однако разве обоснованы с церковной точки зрения те аргументы, которые приводятся сегодня пользу переработки постных правил? Не производят ли они впечатления противоречия Преданию и облегчения обмирщения Церкви?

На наш скромный взгляд, здесь надо быть особенно осторожными: допусках какую бы то ни было переработку церковных установлений о постах нельзя просто потому, что в современном обществе большинство верующих не соблюдают всех постных правил, так как этим мы оправдаем и узаконим нарушение церковных правил. И совсем не кажется, что предлагаемые изменения лучше служат духовному возрастанию верных; скорее, они выражают приспособление Церкви к духу мира сего.

Конечно, тот факт, что сами члены Церкви широко попирают то, что она установила в отношении постов, совершенно не радостен. И надо как следует исследовать причины, приведшие к такому положению дел – уже с первого взгляда видно, что они весьма глубоки и существенны. Однако разве можно согласиться с тем, что выйти из этого положения – то есть недооценки поста и попрания связанных с ним правил – можно через пересмотр постных правил в сторону большей снисходительности? Лично мы весьма сомневаемся в этом.

12. К тому же мы полагаем, что свобода, всегда царствующая в Церкви касательно вопросов поста, позволяет поместным Церквам регулировать решениями иерархий “на человеколюбивейшие” эти вопросы, принимая во внимание новые условия жизни или различные климатические условия тех мест, куда сейчас пришло Православие.
Однако необходимо беречь как зеницу ока и ни при каких обстоятельствах не изменять дух жизни во Христе и подвижнический характер православного образа жизни, которые выражает постный подвиг, как стремление христианина очиститься от страстей и освободиться во Христе от ига греха. Царство Божие – не пища и питие, учит Апостол, но праведность и мир и радость Святом Духе (Рим. XIV, 17). А Церковь, перелагая эти слова Писания на стихи, воспевает в хвалитном славнике 5-го воскресенья Великого поста, проясняя свой освященный опыт: “Несть Царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию…” (Царство Божие – не пища и питие, а праведность воздержание со святостью”).

13. Аналогичную функцию в том, касается применения “икономии” к продолжительности и образу поста для тех христиан, у которых есть к тому особые причины, прежде всего медицинского характера, может исполнить и духовник. Богобоязненный, рассудительный и человеколюбивый духовник, может и должен может и должен быть в курсе всего духовного состояния духовного чада и с человеколюбием определять и срок, и образ пощения для этого христианина. Таким образом, не .ко принимается во внимание человеческая немощь христианина, но, кроме того, мера поста, который он будет соблюдать, определяется в контексте всей его духовной жизни, которую он ведет под руководством своего духовного отца. И, конечно, это имеет особое значение как для сохра¬нения духовного характера поста, так и иди возрастания верующего во Христе.

14. Размышляя о месте поста в современную эпоху, мы не можем обойти вниманием еще некоторые реалии современной жизни, которые ставят церковное установление о посте в центр нашего интереса с другой стороны.
Сегодня многие говорят об опасности истощения ресурсов планеты по причине неразумного расходования благ природы и полезных ископаемых. Все мы знаем широком и вызывающем беспокойство загрязнении окружающей среды и явно ной угрозе разрушения экосистемы, в которой мы живем.

Главнейшая причина, создавшая продолжающая создавать эти опасности, – охватившая нас мания потребления, наше увлечение безумным использованием природных ресурсов. Мы можем предотвратить эти опасности, только вспомнив о духе умеренности и простоте в пользовании материальными благами, заповедуемом в Евангелии Иисуса Христа, и положить его в основу нашего образа жизни.

15. Но также и различные опасности, угрожающие сегодня нашему здоровью (сердечно-сосудистые заболевания, инфаркты, инсульты, рак, сахарный диабет, гипертония, атеросклероз и т. д.) по причине ожирения и чрезмерного потребления мяса, яиц, молочных продуктов и сладостей, напоминают нам о забытом многими церковном посте. Они показывают нам, как премудро наши Отцы рассудили о питании в постные и скоромные периоды и дни. Они являют, как полезен благословенный пост – не только для нашей христианской жизни, но и для сохранения здоровья.