Когда и как мы постимся?

Пост среды и пятницы

1. Среда и в особенности пятница уже с апостольских времен рассматривались как особо значительные дни недели, поскольку они связны со святыми Страстями Господа нашего. Они носят скорбный характер, и христиане изначально выделили их как дни поста и молитвы. Пост среды и пятницы на протяжении всего года – а не только во время Великой Четыредесятницы – является древнейшим из всех ныне существующих постов. “Посты же ваши, – читаем мы в Учении двенадцати апостолов – памятнике, относящемся к началу II века, – да Ив будут с лицемерами [евреями]. Ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же [христиане] поститесь в среду и пятницу”.

2. Почему мы постимся в эти два дня? Пост среды был установлен в па¬мять совета иудеев, собранного в этот день с целью разработать план ареста и вынесения смертного приговора Господу: Тогда [за два дня до последней земной Пасхи Господа] собрались первосвященники и книжники и старейшины народа но двор первосвященника по имени Каиафа, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить (Мф. XXVI, 3-4). В пятницу мы постимся потому, что в этот день Господь был распят.

3. С древнейших времен сохранилось множество исторических свидетельств о посте этих двух дней. Так, Апостольские постановления указывают: “Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся в понедельник и четверг. Вы же поститесь или пять дней, или в среду и пятницу, ибо в среду произнесен суд на Господа, когда Иуда за деньги нанялся предать Его, а в пятницу потому, что в этот день претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате”.

Подобно вышеприведенному и свидетельство 15 Правила святого Петра, епископа Александрийского, пострадавшего в 311 г. во время Максиминова гонения: “Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятницы, в которые справедливо заповедано нам поститься по преданию. В среду – по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу потому, что Он пострадал за нас”.

4. Из сказанного следует, что пост этих двух дней был обязателен для всех верующих. 69 Апостольское правило предусматривает извержение из сана для Клириков и отлучение для мирян, не постящихся в среду и пятницу.

5. Как мы должны поститься в среду и Пятницу? Пост этих двух дней всегда был особенно строгим, подобно посту Великой Четыредесятницы и Страстной Недели. Для первых христиан пост среды и пятницы – как и Великой Четыредесятницы – означал сухоядение. А сухоядение, по словам святого Никодима Святогорца, заключается в том, чтобы есть один раз в день в девятом часу после восхода солнца без растительного масла и вина.

Итак, если точно следовать церковным правилам о посте среды и пятницы, то мы не должны вкушать растительного масла. Как же бесчестят эти дни те христиане, которые едят мясо! И как далеко от правил находятся те, которые позволяют себе масло и при этом полагают, что они постятся! Однако уважение и честь, подобающие среде и пятнице, не должны ограничиваться лишь воздержанием от пищи. Наш телесный пост получает свою ценность и духовное содержание, когда в эти дни мы стараемся также горячее и больше молиться. Мы должны читать Священное Писание и в особенности главы Евангелия, повествующие о Божественных Страстях. Мы должны стараться творить добрые дела.

5. Покаянный характер и строгий пост этих двух дней, который, как мы сказали, считается равным по значимости посту Великой Четыредесятницы, по словам святого Никодима Святогорца, также требует, чтобы в эти дни не совершались браки и супруги не имели между собой плотского общения “за честь поста”. “Ибо нелепо, – объясняет святой учитель, – с одной стороны не нарушать эти посты вкушением пищи, а с другой стороны нарушать их плотским смешением и наслаждением. Поэтому равно подобает поститься в эти дни и воздержанием от запрещенных постами яств, и воздержанием от желаний плотского смешения”.

6. Коль скоро зашла речь о еженедельных постах среды и пятницы, то надо сказать здесь несколько слов, с одной стороны, о посте понедельника, а с другой – о субботе и воскресенье.
Пост понедельника был неизвестен в древней Церкви. Он представляет собой особый монашеский пост, что подтверждается указаниями различных монастырских Уставов. Видимо, из монастырей его переняли и те мирские христиане, которые имеют обычай соблюдать этот пост.
Ясно, что соблюдение этого поста ми¬рянами полностью предоставлено их желанию; однако, конечно, те, кто могут и соблюдают его, приобретают значительную пользу. Это замечает и святой Никодим, который пишет, что “и тот из мирян, который хочет поститься в этот день, похвален пред Богом и восприимет подобающее ему воздаяние”.

7. Известно, что для нас, христиан, суббота, бывшая самым священным днем недели для евреев, заменена воскресеньем – днем восстания из мертвых нашего Господа. Однако суббота по-прежнему остается и для христиан особым днем служения Богу в воспоминание Его упокоения от дела творения (см. Быт. II, 2-3). Итак, эти два дня изначально носили праздничный характер. “Субботу же и день Господень празднуйте, – предписывают Апостольские постановления, – ибо первая есть воспоминание творения, а второй — воскресения”.

Этот радостный характер субботы и воскресенья препятствует посту в эти два дня за единственным исключением Великой Субботы. Это подчеркивают уже Апостольские постановления: “Одну же лишь субботу нам должно хранить во весь год – Господня погребения, в которую поститься подобает, а не праздновать; ибо когда Создатель лежит под землей, скорбь о Нем сильнее, чем радость о творении…”.

Также существуют многочисленные правила, запрещающие пост в воскресенье и субботу. 64 Апостольское правило предписывает: “Если кто из клира усмотрен будет постящимся в воскресенье или в субботу (кроме только одной), да будет извержен. Если же мирянин – да будет отлучен”.

Гангрский Поместный Собор, стараясь подчеркнуть воскресный характер Дня Господня, запрещает пост, в том числе и “ради мнимого подвижничества” (18 правило). Подводя итог, повторим: ни в какое-воскресенье и ни в какую субботу всего года мы не постимся, за исключением Великой Субботы. Но, разумеется, когда здесь мы говорим “не постимся”, мы имеем в виду, что мы не постимся без растительного масла, или, иными слова ми, не постимся сухоядением.

Пост Великой Четыредесятницы

Среди многодневных ежегодных постов пост Великой Четыредесятницы наиболее древний и наиболее строгий. Вкупе с постом среды и пятницы он восходит еще к Апостольским временам, как мы можем заключить из имеющихся в нашем распоряжении неоспоримых исторических свидетельств.

1. Ядром и зачатком этого поста мы должны считать древнейший предпасхальный пост, установленный в память страстей Господних, как период подготовки верных к празднику Пасхи, а оглашениях – ко Крещению. Апостольские постановления связывают установление Пасхального поста со словами Господа “когда отнимется у них жених, тогда будут поститься в те дни” (Мк. II, 20; Мф. IX, 15; Лк. V, 35). Те дни, согласно этим постанов-лениям – это дни, когда Господь и Жених Церкви “был отнят у нас лжеименными иудеями и пригвожден ко Кресту и причислен к беззаконникам. Поэтому убеждаем вас поститься в те дни до вечера, как и мы постились, когда Он был взят от нас”.

2. Продолжительность предпасхального поста первоначально была небольшой и не одинаковой во всех поместных Церквах. То есть в первохристианской Церкви существовала свобода, а не полное единообразие. Мы также наблюдаем разнообразие и в том, как христиане проводили этот пост. Когда именно появляется Четыредесятница как предпасхальный постный период, сложно точно сказать. Упоминание о Четыредесятнице в 5 правиле I Вселенского Собора, созванного в Вифинийском городе Никея, приводит нас к выводу, что в эпоху этого Собора (325 по Р. X.) Четыредесятница была принята во всей Церкви.

Другие исторические свидетельства, как, например, историка Евсевия Кесарийского, еще яснее упоминают о существовании Четыредесятницы и связывают ее установление как периода поста л духовного приготовления к Пасхе с сорокадневным постом Господа и пророков Моисея и Илии.

3. Как в древнем предпасхальном посте, так и в посте Четыредесятницы от одного места к другому существовало большое разнообразие до его окончательного формирования. Были различия и в определении его временной продолжительности, и в образе соблюдения этого поста христианами.

Однако мы можем с уверенностью утверждать, что в любом случае пост Четыредесятницы был очень строг. 69 Апостольское правило угрожает извержением из сана для клириков и отлучением для мирян, не постящихся “во святую Четыредесятницу перед Пасхой”. Согласно 50 правилу Лаодикийского Поместного Собора (созван около 360 г. по Р. X.) “должно во всю Четыредесятшщу поститься сухоядением”.

Что касается видов пищи и напитков, от которых христиане должны были воздерживаться, то нам известно, что очень рано установился тот принцип, что постящиеся воздерживаются от убойных продуктов (мясо, рыба), от продуктов животного происхождения (молочные продукты и яйца) и от вина. Образ пощеиия во всю Четыредесятницу заключался в том, что христиане ничего не вкушали до девятого часа после восхода солнца, а за обедом воздерживались от перечисленных выше яств.

4. Название “Четыредесятница”, усвоенное долгому периоду предпасхального поста, разумеется, связано с сорокадневной продолжительностью поста. Апостольские постановления, говоря о праздновании различных христианских праздников, добавляют: “Кроме них да сохраняется у вас пост Четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем”.

То, что название “Четыредесятница” связано с сорока днями поста, является также из того, что далее сказано в Апос¬тольских постановлениях: “Совершайте пост этот прежде поста пасхального [вероятно, имеется в виду пост Страстной седмицы], начиная с понедельника [то есть с Чистого понедельника], оканчивая же в пятницу [накануне Лазаревой субботы]. После этих дней [сорока дней Четыредесятницы], отпостившись, начинайте святую неделю Пасхи, постясь в нее со страхом и трепетом”.

Четыредесятница очень рано была названа Великой. Это наименование было дано ей не только для того, чтобы выделить ее из других многодневных ежегодных постов, но и для того, чтобы подчеркнуть ее значение: строгость поста и предполагаемого им подвига вообще, а также цель, ради которой он был установлен, то есть нашу духовную подготовку к главному христианскому празднику – Пасхе.

5. Великая Четыредесятница, как извес¬тно, начинается с Чистого понедельника. Предшествующий ей период продолжительностью в три недели, от воскресенья мытаря и фарисея, с которого начинается употребление в богослужении Постной Триоди (“открывается Триодь”, как говорят в Греции), до Недели сыропустной, представляет собой подготовительный период, готовящий нас к вступлению в Четыредесятницу. Чтения Священного Писания и чудесные песнопения, полные умиления и сокрушения, раскрывают перед нами значение истинной молитвы, искреннего покаяния, поста и воздержания.

Первая неделя – сплошная, то есть во все ее дни, включая среду и пятницу, разрешена любая пища.
Во вторую неделю (от воскресенья блудного сына до мясопустного) любая пища разрешается во все дни, кроме среды и пятницы. В эти два дня положен пост, как и в дни Четыредесятницы. Эта неделя – и особенно третье воскресенье – называется мясопустной, так как в это время мы прекращаем вкушение мяса, то есть, как бы прощаемся с ним, делаем ему “отпуст”, со-бираясь вскоре начать пост.

Третья неделя начинается с понедель¬ника (после Недели мясопустной) и за¬вершается сыропустным воскресеньем. Эту неделю – более известную под именем масленицы – святой Феодор Студит называет “предпостной”, а церковные песнопения – “предочистительной” неделей, ибо она по преимуществу готовит нас к вступлению в Четыредесятницу. В эту неделю запрещается вкушение мяса, но разрешается – во все дни – вкушение рыбы, сыра (и всех прочих молочных продуктов) и яиц. Сыропустной Неделей завершается трехнедельный подготовительный период и на следующий день мы входим в Великую Четыредесятницу.

6. Как мы должны сегодня поститься в Великую Четыредесятницу? Как уже было сказано, пост Великой Четыредесятницы изначально был особо строгим. Мы, православные, и сегодня стараемся соблюдать его с таким же подвижническим расположением духа.

Особо строго мы постимся в первую, или в Чистую, неделю. Многие – и не только монахи – соблюдают так называемый трехдневный пост, то есть воздерживаются от любой пищи в течение трех первых дней и причащаются за первой Литургией Преждеосвященных Даров. Другие ничего не едят до Великого повечерия. Растительное масло (и вино) разрешается только в субботу и воскресенье.

Почти таким же образом мы должны поститься и во все прочее время Четыредесятницы. Если быть точными, от растительного масла мы воздерживаемся всю неделю, а не только по средам и пятницам. В Великую Четырелесятницу, согласно правилам, масло разрешается только по субботам и воскресеньям. Если сегодня некоторые вкушают масло и по дру¬гим дням понедельник, вторник, четверг), то это должно быть только по причине недомогания (“телесной немощи ”, как говорит 69 Апостольское правило).

7. Как мы уже сказали, в Великую Четыредесятницу беспрепятственное и обязательное разрешение на растительное масло и вино бывает только по субботам и воскресеньям. Однако существует исключение для праздников Обретения главы святого Иоанна Предтечи и свя¬тых Сорока мучеников, в которые разрешается вкушение вина и масла, и для праздника Благовещения Богородицы, в который мы вкушаем рыбу.

Что же касается вкушения рыбы в Неделю ваий, то здесь есть два мнения. Некоторые монастырские Уставы, Постная Триодь и святой Феодор Студит предписывают разрешение на рыбу, с одной стороны, по причине завершения поста (пост Великой Четыредесятницы заканчивается вечером пятницы перед Лазаревой субботой), а, с другой стороны, чтобы почтить торжество Христа над смертью через воскрешение Лазаря. Таким образом, Неделя ваий причисляется к Господским праздникам. Святой Никодим Святогорец, напротив, считает указание Триоди о разрешении рыбы новейшей вставкой и отклоняет его.

Как быть? По нашему мнению, принимая во внимание укоренившийся обычай, для мирских христиан может действовать более снисходительный устав, то есть разрешение рыбы. Если древние монастырские Уставы и сам Феодор Студит предписывают разрешение для монахов, есть ли смысл запрещать его для мирян?

8. Особой строгостью, характерной для поста Чистой недели, отличается и пост Великой, или Страстной недели. Она называется Великой, как объясняет святой Иоанн Златоуст, не потому, что она более продолжительна, чем прочие недели в году (“не потому, чтобы дни ее были длиннее и не потому, чтобы в ней было больше дней”), но по причине великих событий, которые мы празднуем в ату неделю и преестественных благ, дарованных нам через них “потому, что в продолжение ее совершились для нас великие и неизреченные благодеяния. В эту неделю окончена долговременная война, уничтожена смерть, истреблено проклятие… Бог примирился с людьми, Небо сделалось [для нас] доступным”.

Пост Страстной недели – мы уже говорили об этом – является древнейшим. Мы сказали бы, что он представляет собой особую часть всего поста Великой Четыредесятницы, вне числа сорока постных дней, и христиане всегда глубоко его чтили и соблюдали с большой строгостью.

Очень характерны слова Апостольских постановлений о посте Страстной недели: “Во дни пасхальные поститесь, начиная с понедельника до пятницы и субботы шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье – воду; от вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни, ибо это дни сетования, а не празднества. В пятницу же и субботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая до ночного пения петухов; а если кто не может пропоститься два дня сряду, тот пусть соблюдает по крайней мере субботу. Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: когда отнимется у них жених, тогда будут поститься в те дни”.

9. Итак, во все дни с Великого понедельника до Великой субботы мы воздерживаемся от растительного масла и постимся сухоядением. Что же касается Великого четверга, то здесь есть некоторая неясность. Постная Триодь, некоторые монастырские Уставы и широко распространенный среди христиан обычай разрешают вкушение вина и масла в честь таинства Божественной Евхаристии, которое было установлено Господом в этот день и по причине того, что многие верующие приступают к Божественному причащению. (Святой Никодим Святогорец, напротив, более строг. Мы смиренно считаем, что для мирских христиан может быть дозволено вкушение масла. Напротив, монастырские монахи, которые вообще постятся более строго, пусть воздержатся от него.

Особое внимание надо обратить на Великую субботу. Это — день строгого поста, единственная постная суббота в году. Следовательно, те, кто под предлогом, что, дескать “уже отслужили пас¬хальную службу”

Рождественский пост

1. Второй продолжительный пост после Великой Четыредесятницы – это рождественский пост, известный в Греции также под названием сорокадневия. Он также включает в себя сорок дней, однако не так строг, как пост Великой Четыредесятницы. Этот пост начинается 15 ноября и заканчивается 24 декабря (ст. ст.).

2. Праздник Рождества по плоти Гос¬пода нашего Иисуса Христа – второй великий Господский праздник христианского календаря. До середины IV века Восточная Церковь праздновала Рождество и Крещение Христово вместе под именем Богоявления в один и тот же день, 6 января. Как отдельный праздник, празднуемый 25 декабря, Рождество пришло на Восток с Запада в конце IV века.

Святой Иоанн Златоуст, первым упоминающий о празднике Рождества, называет его “митрополией всех праздников” и сообщает нам (около 386 г.), что “нет еще десяти лет, как этот день [праздника] стал известен и знаком нам”.
После разделения некогда единого праздника и установления трех отдельных праздников – Рождества (25. декабря), Обрезания (1 января) и Крещения (6 января) – оформились и так называемые святки, то есть праздничный период с 25 декабря до б января. Так, некоторым образом сохранилось древнее единство двух великих праздников – Рождества и Крещения Господня.

3. Большое значение, которое с течением времени в церковном сознании получил новый праздник Рождества и благоговение верующих, и в особенности монахов, стали предпосылками к установлению поста также и перед Рождеством Христовым. На него, конечно, оказал влияние и уже оформившийся сорокадневный пост Великой Четыредесятницы перед Пасхой.

Как сам праздник, так и пост, как подготовка к празднованию Рождества Спасителя, появился сначала на Западе, где этот пост назывался Четыредесятницей святого Мартина, так как он начинался в день праздника этого святого Западной Церкви. То же самое произошло и у нас, где многие называют Рождественский пост Филипповым, конечно, потому, что он начинается на следующий день после памяти этого апостола.

Первые исторические свидетельства о предрождественском посте, которыми мы располагаем, восходят на Западе к V веку, а на Востоке – к VI веку. Из восточных писателей о нем упоминают Анастасий Синаит, Константинопольский Патриарх Никифор Исповедник, святой Феодор Студит, равно как и Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон.

4. Похоже, что первоначально этот пост не был продолжительным. Феодор Вальсамон, живший в XII веке (следовательно, он сообщает нам о тех порядках, которые действовали в его время), ясно называет его “семидневным”. Однако под влиянием поста Великой Четыредесятницы он также был продлен до сорока дней, впрочем, не приобретя строгости первого.

Как мы должны поститься в этот пост? На протяжении всех сорока дней мы не вкушаем мяса, молочных продуктов и яиц. Рыба, напротив, разреша¬ется каждый день – естественно, кроме среды и пятницы – с начала поста до 17 декабря (ст. ст.). Рыба разрешается также и в праздник Введения в Храм Богородицы, на какой бы день он ни пришелся.

С 18 по 24 декабря – канун праздника – разрешается только вино и растительное масло – разумеется, за исключением среды и пятницы, когда мы постимся без масла. Кроме того, сухоядением мы должны бы поститься в первый день поста, 15 ноября, а также накануне праздника, конечно, если эти дни не придутся на субботу или воскресенье.

Апостольский пост

1. Еще один продолжительный постный период – так называемый апостольский пост. Он называется так потому, что предшествует двум апостольским праздникам: празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня ст. ст.) и собору двенадцати апостолов (30 июня). Говоря: “Собор святых апостолов”, мы имеем в виду собрание верующих для приношения Боже¬ственной Евхаристии в честь всех двенадцати апостолов, память каждого из которых празднуется нашей Церковью также отдельно.

2. Временная продолжительность этого поста неопределенна, поскольку его начало зависит от даты подвижного праздника Пасхи. Когда он начинается? Он начинается в понедельник после воскресенья Всех Святых, а заканчивается строго 28 июня, накануне праздника святых апостолом Петра и Павла. Таким образом, по старому календарю он может продлиться до сорока двух дней, если Пасха придется на 22 марта. По новому же календарю, которого в настоящее время придерживается Греческая Церковь, его продолжительность никогда не превосходит тридцати дней. А иногда, когда воскресенье Всех Святых выпадает после 27 июня – как бывает, когда Пасха празднуется с 5 по 8 мая – поста нет вообще.

Хотя сегодня этот пост в Греции также называется Четыредесятницей, он крайне редко длится сорок дней. Следовательно, причина, по которой этот период также именуется Четыредесятницей, лежит в значении воздержания и поста.

3. О существовании этого поста есть свидетельства из глубокой древности; о нем упоминают святой Афанасий Великий и Апостольские постановления. Последние дают такие предписания и связи с ним: “После же того, как вы отпразднуете Пятидесятницу, празднуйте одну неделю, а после одну неделю поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления”. На неделю после Пятидесятницы относит пост и Афанасий Великий.

Из этих свидетельств мы делаем вывод, что задолго до установления праздники святых Апостолов Петра и Павла 27 июня – этот праздник пришел в Константинополь из Рима в V веке – пост был семидневным и был связан с Пятидесятницеи, так как после нее апостолы, совершив пост и молитву (Деян. XIII, 3), начали свое проповедническое дело. По этой причине он и был назван апостольским. Позднее же, когда был установлен Апостольский праздник, пост был продлен до 29 июня и стал рассматриваться как период подготовки к празднику. В таком смысле толкует приведенные выше свидетельства и святой Никодим Святогорец, объясняя 69 Апостольское правило.

Позднее об апостольском посте упоминали Анастасий Синаит, святой Феодор Студит, святой Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский и Феодор Вальсамон.

4. Как мы должны поститься этим постом? Как известно, этим постом также разрешается вкушение рыбы, в то время как мы воздерживаемся от мяса, молочных продуктов и яиц. Рыбу мы едим, если захотим, каждый день, конечно, кроме среды и пятницы, когда бывает строгий пост.

То же самое – то есть строгий пост – верно и для кануна праздника, если он не выпадет на субботу или воскресенье. Рыбу разрешается также в праздник Рождества Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.), на какой бы день он ни пришелся.

Если праздник святых апостолов Петра и Павла (29 июня) выпадет на среду или пятницу, разрешается только рыба.

Успенский пост

1. Этот постный период предшествует Успению Богородицы, величайшего Богородичного праздника православного календаря. Он гораздо моложе, чем прочий многодневные посты и первоначально он разделялся на две части, предшествующие соответственно праздникам Преображения Спасителя и Успения Богородицы.

Пост, предшествующий Преображению Господню, явно древнее. Он длился пять дней, начиная с 1 и заканчивая 5 августа (ст. ст.). 6 августа, в день Господского праздника, предполагалось мясоядение. Согласно свидетельству епископа Кесарии Палестинской Анастасия, жившего в XI веке, император Лев VI Мудрый упразднил мясоядение и объединил Преобра-женский пост с Успенским.

Праздник Успения Богородицы появляется на Востоке в начале V века, первоначально, естественно, в Палестине, откуда позднее он пришел и в другие места. Император Маврикий (582-602) своим указом установил обязательное праздно¬вание Успения 15 августа по всей Византийской империи. Чуть позже этот праздник пришел и на Запад и с течением времени приобрел такое значение, что стал считаться важнейшим Богородичным праздником.

2. Первые свидетельства о посте перед праздником Успения Богородицы, которыми мы располагаем, относятся к VII веку, причем они не указывают его точной продолжительности. Это свидетельства Анастасия Синаита, святого Феодора Студита, Томоса Едине¬ния, принятого в 920 году в связи с вопросом о четвертом браке императора Льва Мудрого, и известного послания Феодора Вальсамона к антиохийцам “о постах каждого года, которые должно соблюдать”. Последний в сво¬их “ответах” Александрийскому Патриарху Марку упоминает, что в его время Успенский пост был семидневным.

Как мы уже упоминали ранее, с начала X века семидневный пост перед Успением Богородицы был объединен с постом, предшествующим празднику Преображения и составил один пост “в честь Богородицы, Которая, конечно, постилась во время своего Успения, по словам Симеона Солунского”, как замечает святой Никодим Святогорец.

3. Как мы должны поститься Успенским постом? В своем теперешнем виде это строгий пост. Быть может, это объясняется любовью и особым благоговением, с которым мы, православные, относимся к Пресвятой Богородице, в честь Которой постимся. Итак, если мы можем, то постимся без масла все дни.

Разрешение вина и растительного масла бывает только по субботам и воскресеньям, а в праздник Преображения, на какой бы он день ни выпал, разрешается рыба. Разрешение только на рыбу бывает и в день Успения Богородицы, если он придется на среду или пятницу.

Однодневные посты церковного года

1. 5 января, канун Богоявления. Праздник Богоявления, или Просвещения – один из величайших Господских праздников. В этот день мы празднуем крещение Господа в реке Иордан Иоанном Предтечей и в то же время явление Святой Троицы. В конце Божественной Литургии во образ крещения Господа совершается Великое освящение воды, которую берут с собой домой и пьют верующие.

Пост накануне этого праздника древнейший. С его помощью мы духовно готовимся к лучшему участию в завтрашнем праздновании, а также к принятию великой святой воды.

Этот однодневный пост всегда был очень строгим. В этот день мы постимся сухоядением и только если он выпадет на субботу или воскресенье, разрешается растительное масло.

2. 14 сентября, Воздвижение Честного Креста. Всемирное Воздвижение Честного Креста – один из древнейших праздников, восходящий ко времени императора Константина Великого и его матери святой Клены. Этот праздник явственно связан с освящением храма Воскресения (13 сен¬тября 335 г.) в Иерусалиме, воздвигнутого святым Константином и его святой ма¬терью. На следующий день после освяще¬ния (14 сентября) Иерусалимский епис¬коп Макарий воздвиг Честный Крест, чтобы его могли видеть и поклониться толпы собравшихся верных. С тех пор появился праздник под названием Воздвижение Честного Креста.

Этот праздник стал еще более значительным после подобного события, происшедшего в 628 г., после победы императора Ираклия над персами. Ираклий, одержав победу над персами, вновь завладел частью честного Древа, которое похитили персы, когда четырнадцать лет назад они захватили Палестину. 14 сентября босой император с Крестом на плечах вошел в храм Воскресения, где Патриарх Захария, приняв Крест, торжественно воздвиг его, в то время как клир и народ пели известный тропарь “Спаси, Господи, люди Твоя…”.

Праздник очень быстро распространился по всей Церкви и получил характер великого Господского праздника. Крестный характер этого дня подчеркивают как песнопения и чтения, так и предполагающийся пост.

3. 29 августа, Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. Предтеча и Креститель Иоанн, по словам Самого Господа нашего, “больший из рожденных женщинами” (см. Мф. XI, 11; Лк. VII, 28). Он был великим и свя-тым человеком. Иоанн Предтеча стоит на рубеже Ветхого и Нового Заветов; мы назвали бы его последним пророком и первым мучеником Церкви. Своей проповедью и крещением покаяния, которое он совершал в Иудейской пустыне, он приготовил человеческие сердца к принятию Мессии-Христа. Иоанн также удостоился великой чести крестить Господа и Спасителя нашего в реке Иордан.

Из всех праздников, посвященных нашей Церковью Иоанну Предтече, только один связан с постом. Это 29 августа, когда мы празднуем усекновение его главы, то есть его мученическую кончину, как в точности она описана святыми Евангелистами (Мф. XIV, 3-12; Мк. VI, 17-29).

Этот Предтечев праздник – древнейший, однако соблюдаемый нами сегодня пост не соответствует древним монастырским Уставам и не упоминается у древних Отцов; он более молодой. Церковь установила его, чтобы почтить великий и святой образ Предтечи, а также “к разрушению” ненавистного и непотребного пира, устроенного царем Иродом и вылившегося в убийство Иоанна. 1

Когда еще мы постимся?

Помимо общих постов, обязательных для всех членов Церкви, с древнейших времен церковное Предание знает и другие, внеурочные посты. Эти посты таковы:

1. Посты, объявленные по причине каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Угроза войны, нашествие иноплеменников, угроза землетрясения, засуха, какая-либо ужасная эпидемия или болезнь, на-воднения и прочие чрезвычайные бедствия часто приводили, и приводят и сегодня, Церковь к решению призвать народ к покаянию, молитве и посту, чтобы верные все вместе, с сокрушением и смирением, призывали милость и спасительное вмешательство Божие. Такой пост может быть как продолжительным, так и кратким. Эти посты объявляются либо собором епископов для поместной Церкви, либо епископом единолично для его церковной епархии.

2. Пост, наложенный духовником в качестве епитимьи. По ряду духовных причин духовник иногда накладывает пост на кого-либо из исповедующихся. Цель этой епитимьи, как, впрочем, и любой другой, чисто воспитательная и врачевателъная. Она направлена на освобождение верующего от господства различных страстей и на его утверждение в христианской жизни. Духовник определяет как продолжительность, так и образ поста, который должен испол¬нить исповедующийся.

3. Когда мы постимся по обету или считаем, что это духовно полезно.

а). Среди обетов, то есть обещаний Богу, Пресвятой Богородице или святым, которые дают многие верные, чтобы выразить свою признательность и благодарность за помощь в час опасности, спасение от болезни или еще какое-либо полученное ими благословение, есть и пост. То есть верный по какой-либо причине или ради какой-либо цели дает обещание выдержать определенное время поста.

Обет – весьма древнее духовное явление. Мы встречаемся с ним как в Ветхом, так и в Новом Завете. Будучи личным выражением благоговения, обет является произвольным делом. Никто не заставляет нас что-то обещать. Однако, если мы что-либо обещали, и особенно Самому Богу, нашей священной обязанностью является исполнить данное обещание (см. Втор. XXIII, 22-24). Это, разумеется, справедливо и по отношению к посту, если кто-либо дал такой обет.

б) Другие верные, опять же по духов¬ным причинам, решают поститься определенное время или следовать в постные дни более строгому уставу о посте. В принципе это достойно похвалы. Однако поскольку легко уклониться и “одесную ” и безрассудно впасть в опасные крайности, поэтому предполагается, что всякий подвиг, который кто-либо хочет взять на себя, сверх установленных Церковью постов, должен быть обсуж¬ден с духовником, и проходиться только с его благословения.

4. Пост перед нашим участием в Божественных Таинствах. Как мы видели, Церковь считает пост чудесным средством для очищения верных от скверны греха. По этой причине она с древнейших времен использует пост и как средство для подготовки христиан к участию в Божественных Таин¬ствах. В большей или меньшей степени это справедливо для всех Таинств.

а) Пост всегда предшествовал таинству Крещения и следующему за ним таин¬ству Миропомазания. Мы располагаем древнейшими свидетельствами – конечно, они предполагают Крещение взрослых, а не младенцев. На-пример, Апостольские постановления предписывают: “Перед Крещением же пусть постится крещаемый”. Пост как один из способов приготовления ко Крещению указывает и святой Григорий Богослов.

Продолжительность крещального поста была неопределенной. Одни говорят об одном, другие – о трех днях. Некоторые Отцы обязывают оглашенных соблюдать наравне с верными строгий и продолжительный предпасхальный пост, чтобы подготовиться к принятию Крещения в Великую Субботу, как тогда было в обычае.

б) С постом тесно связано и таинство Покаяния. Мы имеем в виду не пост, который накладывает духовник на кого-либо из исповедующихся в качестве епитимьи, но пост, предшествующий таинству, который, также как молитва и испытание своей совести готовят христианина к действительно достойному участию в Таинстве.

в) Что касается таинства Елеосвящения, которое согласно правилам совер-шается ради исцеления больных верующих, то перед ним не установлено поста. Однако и оно, когда совершается в Великую среду для всех верных, непосредственно связано со строгим постом, который мы соблюдаем в Страстную седмицу, и со всем нашим духовным приготовлением, и который позволяет нам участвовать не только в таинстве Божественной Евхаристии в Великий Четверг, но и в таинстве Елеосвящения вечером Великой среды.1

г) Конечно, пост изначально предшествовал и таинству Брака. И это стано-вится очевидным, если принять во внимание, что первоначально совершение этого таинства было включено в Божественную Литургию, в конце которой новобрачные вместе приступали к Божественному при-чащению. Это явствует и из того, что жених с невестой приступают к таинству Исповеди, с помощью которого они готовятся как к первому, так и ко второму таинству, то есть к Браку и Евхаристии.

Суммируя учение Церкви по этому вопросу, святой Никодим Святогорец замечает: “Но и те, кто собираются вступить в брак, должны исповедаться вместе со своими невестами, поститься и готовиться. И прежде, чем начнется Божественная Литургия, они должны венчаться, а после венчания пусть начинается Боже¬ственная Литургия и по ее совершении пусть они приступают, чтобы причаститься Божественных Тайн. И пусть они хранятся от плотского общения в ночь после Божественного причащения, ибо такой святейший обычай и устав хранили и хранят доныне истинные и хотящие спастись христиане”.

Распространившийся в наши дни обычай отделил совершение Брака от Божественной Литургии. Однако духовная подготовка жениха и невесты должна иметь место в любом случае. То есть, они должны по мере сил поститься, исповедаться и приступить к Божественной Евхаристии перед совершением Брака.

д) Апостольским преданием является также и пост перед рукоположением, то есть таинством Священства. Книга Деяний рассказывает нам о том, как апостолы Павел и Варнава после молитвы и поста отправились в свое первое апостольское путешествие (см. Деян. XIII, 1-3). Похоже, что в древние времена обычно постился не только ставленник, но и епископ, собиравшийся совершить рукоположение. Поместный Собор тогда еще Православной Испанской Церкви, собрав¬шийся в VII веке в Барселоне, предписывает пост и для членов церковной общины, для которой рукополагается новый клирик, ссылаясь на рассказ Деяний святых апостолов о Церквах Листры, Иконии и Антиохии Писидийской, когда апостолы Павел и Варнава, рукоположив им пресвитеров к каждой Церкви, помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. XIV, 23).

Постимся ли мы, и если да, то до какой степени перед Божественным причащением?

1. Мы оставили напоследок таинство Божественной Евхаристии и го-ворим о нем отдельно не только потому, что оно – величайшее из всех церковных Таинств, но и потому, что по поводу его связи с постом образо-валась крупная проблема, не раз обсуждавшаяся в недрах Церкви.

Эта тема до наших дней продолжает занимать как пастырей Церкви, так и многих верующих. Несмотря на то, что не было принято никакого официального церковного решения, возникавшие в последние годы дискуссии и высказывавшиеся мнения способствовали правильному подходу к этому вопросу как с богословс¬кой стороны, так и на практическом уровне.

2. Нет никакого сомнения, что основная цель, ради которой совершается таинство Божественной Евхаристии – это причащение верных. Участие верных в соверше¬нии таинства немыслимо без высшей точки этого участия – причастия Телу и Кро¬ви Господним. В древней Церкви от причащения отлучались только тяжко согрешившие, которые и удалялись с церковного собрания до начала Литургии верных, то есть собственно таинства Евхаристии.
Это – кристально ясное учение Священного Писания и всего церковного Предания, то есть наших богоносных Отцов, священных правил и древнейшей церковной практики.

В этом учении и в практике, которую изначально приняла Церковь, как условие жизни во Христе указывается частое, как можно более частое участие верных в Божественной Евхаристии – “постоянное причащение”, как учили в своем труде, посвященном данному вопросу, два на¬ших Отца, живших не так давно – святой Макарий Нотарас, епископ Коринфский, и святой Никодим Святогорец.

Хотя сейчас, в эпоху богословского невежества, положение дел изменилось, и среди многих верующих распространилась иная практика, она, конечно, является не церковным Преданием, но, напротив, отступлением от него и проявлением упадка церковной жизни.

3. Итак, мы должны часто приступать к Божественной Евхаристии. Естественно, вопрос о том, как часто причащаться, мы должны решать не одни, а вместе со сво¬им духовным отцом – верным проводником по жизни во Христе. Только таким образом мы можем быть уверены в том, что к нашему участию в Таинстве нет препятствий и оно отвечает своему основ-ному условию – духовной чистоте, которая абсолютно необходима для достойного, а не недостойного причастия Телу и Крови Господним, согласно учению апостола Павла (см. I Кор., XI, 26-29).
Апостол пишет: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от этого Хлеба и пьет из этой Чаши (I Кор. XI, 28). Это “испытание”, которое, по словам апостола, является для нас необходимым приготовлением к Божественному Причащению, состоит именно в тщательной проверке нашей духовной чистоты и включает в себя испытание совести, исповедь, жизнь в страхе Божием, любовь к ближнему и прими-рение с нашими братьями.

4. Помимо духовной чистоты, в чем еще состоит наше приготовление к Божественному причащению? Священные правила яснейшим образом предписывают, что верные, клирики и миряне, должны приступать к Божественной Евхаристии натощак, то есть с пустым желудком, “дабы священнодействие совершаемо было людьми не евшими”, согласно 29 правилу VI Вселенского Собора. Как замечает Аристин, один из выда¬ющихся толкователей священных правил, живший в XII веке, “хотя Господь и тайноводствовал учеников после вечери, но не должно нам, по богословному гласу, следовать непосильному для нас примеру, но последовать церковному обычаю и священникам приносить святые дары к жертвеннику натощак, а причащаю¬щимся их также приходить натощак”.

Это явно и из практики, которая существовала при причащении за Литургией Преждеосвященных Даров, когда она совершалась вечером по средам и пятницам. Верные, собираясь причаститься Божественной Евхаристии, ничего не вкушали до времени причащения. Исключение из этого общего правила делается, согласно 9 правилу святого Никифора Исповедника, только для умирающих, которым разрешается давать Ев-харистию “и по вкушении пищи”.

5. Другое условие, которого требуют свя¬щенные правила, – воздержание перед Божественным причащением. Как духовенство, совершающее Божественную Литургию, “Божественных Тайн касающиеся освященные”, так и верные, собирающиеся приступить к Божественному Причащению, накануне должны воздерживаться – “от своих воздержатися сожительниц”. Святой Никодим Святогорец, объясняя 13 правило святого Тимофея Александрийского, делает вывод, что супруги не должны иметь плотского общения по субботам и воскресеньям (и вообще по всем праздникам), поскольку в этот день совершается Литургия и они должны готовиться к участию в Божественном причащении.

6. Чистота, необходимая для нашего участия в Божественной Евхаристии, требует, согласно правилам, чтобы женщины не причащались во время месячных, но чтобы сначала очистились, и уже после этого приступали к Божественному причащению (см. 2 правило святого Дионисия Александрийского и 7 правило святого Тимофея Александрийского). Тот же запрет действует и по отношению к мужчинам, то есть, им также не следует причащаться, когда накануне ночью у них было истечение, то есть поллюция во время сна.

7. После всего сказанного выше об ус¬тановленных правилами условиях для собирающихся причаститься верных, вернемся к нашему первоначальному вопросу: постимся ли мы и если да, то до какой степени, перед Божественным Причащением?
Ни древняя церковная практика, ни священные правила не предусматривают никакого особого поста для тех, кто собирается приступить к Евхаристии. В апостольские времена, и даже после, верные причащались после общей вечери (ужина). Конечно, позднее это по многим причинам прекратилось и благоговение перед Божественным причащением побудило Церковь определить, чтобы верные причащались натощак, то есть чтобы они воздерживались от любой пищи и от воды со времени ужина или, по меньшей мере, с полуночи накануне причащения. Церковные правила предписывают только этот евхаристический пост и никакого другого.

8. То, что перед Божественным Причащением нет особого поста, видно и из практики, которой издревле следуют клирики. Собираясь служить Литургию, они соблюдают только основной евхаристический пост, то есть воздерживаются от пищи и воды с полуночи до окончания Литургии.

9. Хотя, вероятно, и можно считать проявлением благоговения распространенный обычай трехдневного поста без масла перед Божественным причащением, который до наших дней содержат многие христиане, но он не обоснован истинным Церковным Преданием. Он вошел в церковную жизнь в эпоху богослужебного упадка и, к сожалению, до наше¬го времени связан с неоправданно редким участием многих верующих в таинстве Евхаристии, а во многих случаях, это особенно верно для нашей эпохи, с их нежеланием соблюдать установленные Церковью многодневные и однодневные посты.

Если буквально соблюдать этот обычай трехдневного поста, то, к сожалению, верные никогда, кроме Пасхи, не смогут причащаться по воскресеньям, поскольку правила запрещают пост в субботу. Однако таким образом уничтожается пасхальный характер воскресного дня и во время воскресного церковного собрания, церковного собрания по преимуществу, верные остаются вдали от Вечери Господней, будучи всего лишь простыми зрителями священнодействия!

10. Подводя итог, заметим: несомненно, пост всегда полезен. В том чис-ле и перед Божественным причащением, хотя Церковь и не предписала та-кого поста. Но только этот пост, соблюдаемый верующим добровольно или по совету духовника, не должен становиться препятствием к нашему частому участию в Евхаристии – тому, чего требует природа этого Таинства, что настоятельно подчеркивают священные правила и что подтверждается древней церковной практикой.

Те верные, которые могут причаститься в воскресенье, непременно должны соблюдать пост без масла в пятницу. В субботу из уважения к каноническому запрету на пост, они употребляют за обедом растительное масло. Напротив, вечером пусть вкушают что-нибудь попроще: легкий ужин, сушеные или свежие фрукты. Таким образом мы и соблюдаем священные правила, запрещающие пост в субботу, и до какой-то степени и телесно готовимся к участию в воскресной Евхаристии.