Слово Божие и культ маммоны

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 22 ноября 2014 года.

Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.

18 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с молодыми людьми — со многими тысячами молодых людей, прибывших на Международный съезд православной молодежи из разных приходов Москвы и из общественных организаций — людей с разной степенью воцерковленности.

Обращаясь к этим людям, Святейший Патриарх, безусловно, обращался ко всей молодежи России и в целом исторической Руси. К молодежи церковной и светской, глубоко верующей, делающей первые шаги к вере или мятущейся в поисках истины. Он обращался ко всему новому поколению наших сограждан, и говорил очень смело, не оглядываясь на то, как кто-то может потом интерпретировать его слова.

Увы, сегодня многие начинают на это оглядываться и в результате подвергаются неправильному «воспитанию». Но Святейший Патриарх всегда отличался тем, что, зная о возможной критике, никогда не ставил в зависимость от этой потенциальной критики своей верности Слову Божию, проповеди Евангелия и способности говорить иногда неудобные вещи.

Патриарх коснулся двух тем, которые бурно обсуждаются в обществе и в контексте которых Церковь пытаются сделать «потише» или заставить не слишком спорить с доминирующим общественным настроением.

Первая тема — это культ отдыха, релаксации. Мы видим, как этот культ поддерживается рекламой релаксационных учреждений, разговорами о том, что обязательно должен иметь место «отдых от всего», в том числе от культуры, от мыслей, от близких людей, от верности своим семейным обязательствам, от молитвы.

Конечно, человек не может только работать — это неправильно. Не случайно нам дана заповедь о хранении субботнего дня. Нельзя заниматься только текущей деятельностью. Если ты только работаешь, ты начинаешь постепенно разрушаться. Но «день седьмый — суббота Господу Богу твоему». Это день не для праздности. Как и праздники — не для праздности. Они существуют для того, чтобы люди имели возможность молиться, серьезно общаться, ходить друг ко другу в гости, посвящать время делам милосердия.

Субботний день и праздники — не для того, чтобы лежать на пляже или на диване, ничего не делая. И, конечно же, это отделенное от работы время не должно быть временем для бездумных, пустых, а тем более порочных развлечений.

Вот такая релаксация есть ничто иное как духовная расслабленность. Это паралич воли, ума, жизненных сил человека. И об этом сказал Патриарх, попытавшись поспорить с концепцией расслабляющего, парализующего отдыха, которая сегодня так популярна в рекламе и в некоторых секторах общественного сознания: «Стало уже своего рода международным сленгом — «relax and enjoy», отдыхай и получай удовольствие. Как все это входит в невероятное противоречие с христианским посланием: кто «не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин» (см. Мф. 10:38). А как же «не напрягайся»? Забудь о христианстве! А что такое крест? Это что, инструмент отягощения человеческой жизни, это что, орудие мучения? Вовсе нет. Господь не принес нам орудие мучения, Он взошел на орудие мучения, чтобы нам дать свободу и призвать нас к иной жизни, оторвать нас от этой бренной земли и поднять к небу…Но для того, чтобы взойти на вершину, нужна сила. Без подвига не может быть совершенства, без крестоношения не может быть совершенства. Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что «relax and enjoy» — путь к совершенству. Это  путь к деградации, и не просто личности — человеческой цивилизации».

Патриарх сказал правду, которую на самом деле сегодня очень многие не хотят слышать. Господь возрождает человека, обновляет его, любя его. Но ответить на эту любовь невозможно, если ты только расслабляешься и ждешь, когда Бог для тебя что-то сделает, невзирая на все твои грехи и заблуждения, с которыми ты хочешь при этом жить дальше.

Господь иногда, употребляя острое действо, сокрушает сатану в твоей душе и меняет твою жизнь. Вот это есть проявление Божией любви — так же как и таинственный ответ на молитву, и созерцание природы, которое позволяет наслаждаться красотой Божиего мира. Именно это есть настоящее отдохновение, а не забытье в релаксации и в пустых развлечениях.

И все это нам посылает Господь, когда с Его точки зрения, в Его очах это нам нужно. Точно так же Он обличает нас, посылает нам испытания, чтобы мы очнулись от душевной спячки, от той самой релаксации, которую так ценят некоторые современные люди.

Святейший покусился на одну из священных коров современного сознания — на право ничего не делать, отдыхать от чести и совести, от ума, от Божиих очей, от близких людей и от своего долга. У христианина нет и не может быть права на такую релаксацию. Христианин всегда употребляет время с пользой, даже если он не работает. Вот эта истина сегодня была воспринята многими в штыки, так же как и слова Патриарха Кирилла об ответственности в сфере отношений полов, о том, что всегда делает несчастным человека череда встреч и расставаний, в ходе которых иногда заключаются какие-то псевдо-брачные союзы, после которых люди очень быстро разбегаются в стороны с чувством обиды, пустоты,  одиночества, ненависти.

Возможность вот так сходиться и расходиться — это тоже одна из священных коров некоторой части современного общества. И Святейший сказал ту единственную правду, которую только и может говорить христианин в отношении этого явления. Сказал ее очень вовремя, и именно в той аудитории, которая способна его услышать.

Патриарх сказал и том, что весь образ жизни может и должен быть христианским: «Я понимаю, что у вас есть потенциал создать этот новый образ жизни. Не обязательно одеваться в костюмы XIX и ХХ века, чтобы демонстрировать этот образ жизни. Не нужно принимать никаких дресс-кодов, потому что дресс-код — это форма. Но наш внешний вид, то, как мы обустраиваем жилище, то, чем мы интересуемся, куда мы устремляемся, как мы воспитываем детей, насколько, будучи современными людьми, получающими хорошее образование, мы одновременно актуализируем свою веру в жизнь, — всё это определяет наш образ жизни».

Христианский образ жизни не обязательно должен быть связан с воспроизведением прошлого, но обязательно должен быть связан с вечными ценностями, с Божиими заповедями. В том числе касающимися и внешнего вида человека, и устройства его жилища, и воспитания детей. Не стоит бояться предлагать окружающему обществу вести христианский образ жизни, в том числе в принципах государственного строительства и экономической деятельности, в отношениях полов.

Христианский образ жизни возможен везде. И именно помня об этом, мы надеемся, что народы России, Украины, Белоруссии и другие христианские народы будут оставаться таковыми по характеру принимаемых ими решений.

Конечно, слова Патриарха понравились не всем. Возникли попытки иронизировать, как это уже не раз бывало за последнее двадцатилетие. Появились окрики и доносы, вызывающие абсурдную мысль о том, что любое высказывание Церкви по общественно значимым темам это чуть ли не тоталитаризм и попытка навязать свою волю.

Одним предлагать свою волю можно. Другим — почему-то нельзя. И это постулируется на фоне того, что оппоненты Церкви, как правило, обладают мощными информационными возможностями, а у Церкви их нет. Она, слава Богу, не может принуждать людей к тому или иному поведению, к принятию тех или иных идей. А вот те, кто обладает подобными инструментами, иногда пытаются нам сказать: а вы молчите, вы не должны рассуждать о том, что составляет основу общественной жизни.

Вот так заставить нас поступать не получится, потому что если бы Церковь так поступила, она бы утратила свое предназначение, свое посланничество, связанное с возвещением Христовой Истины.

Некоторые в контексте существующих споров даже как бы и изнутри Церкви пытаются совместить несовместимое, примирить непримиримое — сказать, что можно быть христианином и спокойно одобрять культ потребления, культ релаксации, культ невмешательства христианства и христианских ценностей в жизнь общества, существующего только ради материальных благ, подчас живущего в долг, обманывая себя, считая, будто у него больше экономических и материальных благ, чем есть на самом деле.

Нельзя примирить христианство с культом маммоны. Нельзя примирить христианство с эгоцентризмом и жизнью только ради земных ценностей. Невозможно Церкви уйти от свидетельства о том, что есть лишь одна истина, и эта истина — Христос. И есть только один путь к Богу — это путь Христов.

Невозможно примирить Бога Авраама, Исаака, и Иакова, Бога Евангелия с языческим культом обеспечения земных интересов любой ценой, как чего-то самого главного. Всегда будет некое напряжение, принципиальное напряжение, предельно важное напряжение между жизнью ради земного и жизнью, устремленной в Божие Царство и уже сегодня, здесь, обязывающей существовать по законам этого Царства.

Церковь привыкла и к окрикам, и к доносам, и к гонениям, и к насмешкам, и к разного рода издевательствам, и к клевете. Но она всегда побеждала, когда оставалась верной Христу, Его слову, Его Истине и любви, Его правде и Его милости. Я надеюсь, что так будет всегда, а иначе и быть не может, потому что в ином случае Церковь перестанет быть Церковью.

Я убежден, что не удастся заставить ни Святейшего Патриарха, ни большинство наших архипастырей, пастырей и мирян примириться с попытками изгнать Церковь из общественного пространства, заставить ее соглашаться с грехом и злом, принимать их как нечто нормальное, не предлагать христианского образа жизни как единственно правильного для христианина, да и для любого адекватного человека.

Нельзя примиряться с житейской, обывательской самоуспокоенностью, с миром, живущим только ради денег, здоровья, комфорта, власти, славы, с культом relaxandenjoy, с душевной спячкой и расслабленностью. Не может быть мира между посланием Христовым, делом Христовым в мире и всеми этими явлениями! И слово Божие все равно найдет путь к душам людей.

Патриархия.ru

Комментарии отключены.