Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».
Все мироздание оправдывает свое существование в исполнении главного закона бытия – закона любви к Богу и милосердия к Его творению. Грех внес в наш мир диссонанс; подобно вирусу, он заразил неверием наше сознание и жестокосердием – наше отношение к окружающим.
Чтобы удержать людей в рамках человечности, Господь дал ветхозаветный закон справедливости. Маленький ребенок, делая первые шаги, всегда опирается на родительскую руку, или его помещают в ходунки, чтобы обезопасить от падения. Бог, осуществляя духовное водительство, дал человеку подобные «ходунки» – заповеди, чтобы научиться любви и стать совершеннее. Но может ли человек полноценно ходить, оставаясь в ходунках? Для нас, живущих в XXI веке, представляются чрезмерно жестокими некоторые предписания Ветхого Завета. Мы живем по другим принципам, которые сформировались на идеалах христианства в эпоху Нового Завета.
В этот воскресный день евангельское чтение вновь обращает нас к мысли о превосходстве любви над юридизмом, милосердия над законничеством.
Эпизод из Евангелия повествует о тяжелобольной женщине, которая из-за своей болезни «была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13, 11). В субботу она находилась «в одной из синагог», где Спаситель учил народ (Лк. 13, 10). Увидев ее молчаливые страдания, Господь ее «подозвал и сказал: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк. 13, 12–13). Казалось бы, все присутствовавшие при этом чуде должны были обрадоваться. Но их реакция была иной. Начальник синагоги стал негодовать, что «Иисус исцелил в субботу» (Лк. 13, 14).
Формально исцеление Спасителем противоречило Моисееву Закону, который однозначно предписывает соблюдение заповеди о покое в седьмой день (Исх. 31, 12–17). Но надо понимать, что заповеди эти не самоценны, они являются воспитательным средством для человека. Соблюдение седьмого дня отвлекает людей от всецелого погружения в суету земных потребностей и направляет их мысли и чувства к Богу. Христос исцелил в субботу не потому, что не думал о Творце, а потому что сострадал Его творению. Он смотрел на горе человека не через искривленные линзы людского осуждения, а глазами любящего Отца.
Призывая людей к состраданию, Христос напомнил о нарушении субботнего покоя ради заботы о домашних животных: «Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13, 15–16).
Доводы Спасителя устыдили Его противников и обрадовали остальных свидетелей чуда, которые присоединились к исцеленной женщине в славословии Бога (Лк. 13, 17).
Совершая исцеление больной, Спаситель подает всем нам пример выражения любви к Богу через заботу о ближнем.
Почитание седьмого дня сохраняется в православной традиции и в богослужебной практике Православной Церкви. Церковь чтит субботу, так как Божественное Откровение свидетельствует, что Бог сотворил мир в течение шести дней «и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал; и благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2, 2–3). Для христиан суббота это еще и день, когда тело Спасителя пребывало во гробе, а духом Своим Он сошел во ад, чтобы вывести из преисподней всех веровавших в Него и чаявших встречи с Ним, подобно тому, как в Ветхом Завете Моисей, который прообразовал Христа, вывел израильский народ из египетского рабства.
На следующий за субботой день произошло важнейшее событие для всего человечества – Воскресение Христа Спасителя. Пасха Господня – восьмой день – это грядущее торжество вечной жизни, которое наступит со Вторым Пришествием Иисуса Христа, чаемым всеми христианами. Церковь особо чтит воскресенье – день, когда воскрес Христос и была побеждена смерть. Во Христе мы становимся победителями живущего в нас греха (Рим. 7, 20). Поэтому для нас важно понимание того, что совершил Господь в синагоге. Он не нарушил Закон, но исполнил его (Мф. 5, 17), основываясь на духовном понимании заповеди. Спаситель сотворил милосердие и нас призвал к тому же. И мы должны понимать и исполнять данный Богом закон не только формально, но в свете любви и милосердия.
«Вечерняя Москва» www.izdatsovet.ru