Принесем в дар Новорожденному Христу конкретное доброе дело
В праздник принято получать подарки. Мы просим у Бога с верой, что получим мира в семьях, народах, государствах, мудрости правителям, благословения всем людям, утешения скорбящим и вдохновения милующим. В праздник принято дарить подарки. Давайте и мы принесем в дар Новорожденному Христу хотя бы одно конкретное доброе дело, от которого кому-то станет легче, радостнее и светлее. Не бойтесь заниматься делами милосердия, не бойтесь помогать больным, одиноким, бездомным, пусть сегодня это делать сложнее, чем вчера. Но именно в нелегких обстоятельствах мы имеем возможность проявить себя и как хорошие добрые люди, и как христиане.
Мы переживаем непростые времена. Понятны опасения и тревоги людей за свои семьи, за близких, за будущее. Но мы знаем, что Бог не лишает милости наш народ, когда он не теряет веры. Мы никогда не были оставлены в нашей истории Спасителем, если обращались к Нему. Не произойдет этого и сейчас.
Из Рождественского обращения к телезрителям
В основе всякого противостояния, ненависти и разделений – грех
В эти святые рождественские дни молитвы всей церковной полноты и моя сугубая молитва о мире на украинской земле. Вне зависимости от места проживания своих чад, их политических взглядов или предпочтений Русская Православная Церковь исполняет ту ответственную миссию, которую на Нее возложил Сам Христос (см.: Мф. 5: 9). Она делала и делает все возможное для того, чтобы примирить людей и помочь им преодолеть последствия вражды.
В основе всякого противостояния, ненависти и разделений – грех. Он, по слову преподобного Иустина Челийского, «всеми своими силами совершает одно: обезбоживает и обесчеловечивает человека» (прп. Иустин (Попович). Философские пропасти). И мы видим, в каком адском состоянии порой пребывает человек, утративший дарованное Творцом достоинство.
Из Рождественского послания архипастырям,
пастырям, монашествующим и всем верным чадам
Русской Православной Церкви
В центре жизни Спасителя был подвиг
Господь Иисус Христос принес людям не только возвышенное учение – Он дал нам пример жизни. А что в центре служения Господа, если сказать одним словом? Подвиг. В центре жизни Спасителя был подвиг, и он начался с рождения. Может быть, Младенец и не страдал тогда от условий, в которых Он появился на свет, но Его Мать Пречистая Дева и обручник Иосиф по-человечески страдали: рождался Младенец в холодную ночь в хлеву. Первые мгновения жизни были связаны с подвигом, и вся жизнь была посвящена тому, что Господь совершал подвиг. Он отдавал Себя другим, Он посвящал Себя людям, и этот жизненный подвиг был увенчан Голгофской жертвой со всеми страданиями, через которые прошел Спаситель.
Может быть, кто-то из тех, кто не очень воцерковлен и кто сейчас слышит мои слова благодаря телевидению или иным средствам, скажет: что же Патриарх в день Рождества, когда такая радость, говорит о подвиге и, наверное, нас призывает к подвигу? Разве должна быть человеческая жизнь подвигом, разве ради этого приходит в мир человек, а не чтобы в радости прожить эту жизнь и наслаждаться тем, что может радовать человеческое сердце?
Для того чтобы понять смысл служения Спасителя и смысл того, что есть подвиг, нужно обязательно соотнести любое подвижническое дело с тем, что сопровождает это дело в нашем уме и в нашем сердце. Подвиг – это такая отдача себя другим, которая порождает в человеке только положительные чувства, только положительную энергию. Даже подвиг, сопровождающийся скорбью, не может пройти без внутреннего удовлетворения того, кто его совершает. И в этом тайна человеческого бытия. Господь призвал нас к тому, чтобы мы через подвиг, то есть через ограничение себя, служили другим. И если бы этот закон жизни, который так ясно был представлен и выражен в жизни Самого Господа, стал бы достоянием большинства, то люди были бы счастливы. Не просто веселы, ибо веселье быстро проходит, а счастливы.
У меня время от времени появляется возможность соприкоснуться с реальным подвигом людей. И то, что я говорю сейчас, исходит из моего личного опыта соприкосновения с теми, кто совершает подвиг, часто даже не осознавая этого. Буквально за несколько минут до этого богослужения в храме Христа Спасителя я здесь встречался с многодетными семьями, в которых 8, 10, 12, 18 человек детей, очень часто половина своих, а половина приемных. Совершенно поразительны примеры того, как, имея 2, 3, 4, 5, 6 собственных детей, люди берут сирот на воспитание. Да не просто сирот. Одна семья, с которой я познакомился сегодня, взяла четверых ВИЧ-инфицированных детей в свой дом, к своим родным детям. А еще трое больны ДЦП. И то место, где они жили, где у них был дом с достаточным количеством комнат для такой большой семьи, они должны были покинуть, потому что их соседи взбунтовались: как же так, ВИЧ-инфицированных привели в непосредственную близость с ними. Эти люди должны были покинуть свой дом и сейчас в очень стесненных обстоятельствах живут в Москве. И когда я слышал сегодня то, что говорила эта женщина, мать, и смотрел на ее лицо, я видел, как подвиг, осознанный или неосознанный человеком, преображает личность. Нужно было видеть эти глаза. И не только этой женщины. Кстати, среди тех многодетных, с кем я сегодня встречался, были и наши московские клирики. И я радовался за них, потому что и в их семьях также есть приемные дети, помимо большого числа своих детей – восемь своих и восемь приемных. И тоже в основном детишки нездоровые.
Что это означает? Может Патриарх в день Рождества, обращаясь к народу, сказать: имейте подвиг в центре своей жизни, он будет вас преобразовывать, создавать Божие Царство в сердце и преобразовывать окружающий мир. Правильно сейчас сказали молодые люди, которые обращались ко мне с приветствием: там, где нет веры, там, где нет Христа, там, где нет – я бы продолжил – подвига, там деградация личности, общества и человеческой цивилизации, которая становится все богаче, все распущенней, которая требует, как Молох, все больше и больше пищи, чтобы веселиться, удовлетворять свои потребности. Но как много в этой цивилизации пороков, грехов, преступлений. И в обществе не могут понять, почему это все происходит на фоне относительного благополучия.
<…>
Все наши герои, будь то на орбите или в дальних морских походах, на воде или под водой, в самолетах, те, кто спасает нас от стихийных бедствий, врачи, которые дежурят иногда сутками и стоят у операционных столов много часов, спасая жизни, и можно многих еще назвать и о многих сказать, – это люди, живущие подвигом. Церковь должна поддерживать каждого, кто идет таким путем жизни, молиться, помнить и подавать пример.
И поэтому в радостный рождественский день я пожелал бы всем нам иметь достаточную силу духа, чтобы быть способными совершать подвиг, делиться с другими тем, что мы имеем, преобразуя таким образом самих себя и мир, который вокруг нас. И тогда мы подлинно будем учениками Спасителя, пусть в небольшой мере, но повторяющими Его жизнь.
Из проповеди после великой вечерни
в храме Христа Спасителя в Москве
7 января 2015 года
Сегодня наша особая молитва о семьях
Мы сегодня вспоминаем, говоря по-человечески, семью Спасителя, семью Божией Матери. Одним только этим воспоминанием Церковь подчеркивает значение семьи и семейных отношений, важность рождения детей, важность объединения родственников, особенно пред лицом трудностей и опасностей. Как важно поддерживать друг друга, как важно делиться, чем можем, – в первую очередь с членами своей семьи! Ведь любовь очень часто исчезает тогда, когда мы перестаем делиться собой и тем, что у нас есть, с другими. Тогда мы становимся для них чужими людьми, тогда распадаются семейные связи.
А потому сегодня наша особая молитва о семьях. О наших семьях, о том, чтобы в них рождались младенцы, о том, чтобы прекратилось в массовом масштабе убийство младенцев во чреве матери. О том, чтобы рождение каждого было великим счастьем для семьи, поводом еще более сплотиться и почувствовать важность друг друга. Мы, конечно, сегодня молимся и о детях наших, которым предстоит идти неведомыми путями в будущее, к концу XXI века. Трудно себе представить, что будет в ту эпоху, а они должны будут пронести в то далекое будущее веру православную, верность Христу, верность Его Божественному закону.
Поэтому Церковь сугубо молится о родителях и детях, о семьях наших. Верим, что Господь по немощным молитвам нашим приклонит милость Свою и к родителям, и к детям, помогая им воспринимать в том числе и великую мудрость, которую передает нам Священное Писание, бережно сохраняемое в Церкви.
Из проповеди после Литургии
в Успенском соборе Московского Кремля
8 января 2015 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы
Мы знаем, как страдают люди Донбасса
Дорогие дети! Я очень хотел встретиться с вами. Вы приехали из Донбасса, где сегодня льется кровь. И мы знаем, как страдают люди Донбасса. Но что мы могли, то старались сделать, чтобы вы почувствовали себя не на чужбине, чтобы вы почувствовали себя среди родных людей, которые заботятся о вас. А Церковь – это община родных людей. Как только мы становимся христианами, мы становимся родными друг для друга, в Таинстве Крещения мы приближаемся друг к другу, становимся близкими и родными. Я хотел бы всем вам пожелать, прежде всего, помощи Божией в вашей жизни, чтобы Господь силой Своей преодолел человеческий грех и чтобы междоусобная война и жертвы прекратились, чтобы страдания людей как можно скорее исчезли с лица Донбасской земли и с лица всего мира. Хотел бы поздравить вас с Рождеством Христовым и пожелать вам мира, радости душевной, хорошего настроения, новых друзей. И чтобы родившийся Богомладенец Христос Спаситель был всегда с вами. Храни вас Господь! С праздником, дорогие дети!
Из слова на Рождественской елке в Кремле
8 января 2015 года
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
www.pravoslavie.ru 12 января 2015 года