Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома преподобный Сергий Радонежский – «особым нашего Российского царствия хранителем и помощником», как сказали о нем цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать – ангелом-хранителем России.
Священник Павел Флоренский.
Троице-Сергиева Лавра и Россия
2014 год в России был богат на события. На этом фоне первое в истории новой России собрание игуменов Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре выглядит более чем скромным. О нем почти не упоминалось в светских СМИ, да и в церковных написали немногие. Но это нисколько не умаляет его значения. Для неверующих событие и впрямь незначительное. Что с того, что все игумены РПЦ, что с того, что у преподобного Сергия, что с того, что в день его памяти? Да кого волнует, что они там, в Церкви, делают? Вот курс доллара – это важно! Но благополучие и стабильность страны зависят не только от цен на нефть или валютного курса. Иногда вещи нематериальные и для рациональной оценки абсолютно невозможные оказываются главными и определяющими. Такими событиями богата русская история.
Победа над монголо-татарами и объединение Руси началось с благословения князя Дмитрия Донского Радонежским игуменом. До судьбоносной для страны встречи святого с московским князем надежды на победу у русских не было. А были разброд, недоверие друг к другу и страх перед поражением. Но преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия крестом, посылает с ним двух иноков, Пересвета и Ослябу, и отправляет на Куликовское поле победить. Потому что с ними, князем Дмитрием и русским войском, Господь. Для секулярного сознания, далекого от всего, что нельзя потрогать или намазать на бутерброд, полный бред. Как могут слова какого-то старца, крест и два монашка быть источником победы? Оказывается, могут. И казавшееся вечным иго Золотой орды от креста, благословения и упования на волю Божию исчезает как дым.
Смутное время. Интриги бояр, заговоры и невиданная коррупция приводят страну на грань исчезновения. Польские оккупанты в Москве. Убийства, грабежи, казни. Власть слаба и растеряна. Народ разобщен и запуган. Еще немного – и Руси конец. Но вот появляются князь Дмитрий Пожарский и посадский человек Кузьма Минин – и история меняется. Кто эти люди – великие вожди, народные любимцы, известные полководцы? Нет. Но именно им Господь вверяет судьбу Отечества. И снова через Своего верного слугу – преподобного Иринарха Борисоглебского – Он направляет и укрепляет освободителей. В решающий момент князь Пожарский и Кузьма Минин колебались: идти ли на Москву? Среди русского ополчения не было единодушия, один из предводителей русского войска, Иван Заруцкий, убил под Москвой другого воеводу, Прокофия Петровича Ляпунова. Чтобы избавить князя Дмитрия от сомнений и нерешительности, старец Иринарх посылает ему свое благословение и просфору и велит немедленно идти на Москву со всем войском, ничего и никого не боясь. Ибо это – воля Божия. «Исполните и увидите славу Божию», – наказывал преподобный в своем послании. Предводители ополчения внимают его словам. Больше того, они отправляются в Борисоглебский монастырь, чтобы лично получить благословение преподобного. Тот благословил их в поход и дал свой крест. Больше сомнений не было. Русское войско выдвинулось от Ростова к Переславлю, а от Переславля к Троице-Сергиевой Лавре, где останавливается, чтобы поклониться преподобному Сергию. И если в начале пути это были неуверенные в себе, сомневающиеся люди, то, выйдя к стенам Москвы, они уже бесстрашные и мужественные воины, уверенные в своей победе. Потому что с ними Бог.
Почему современные и порой совершенно нецерковные люди обращаются к преподобному Сергию? Потому что за свою преданность Христу он имеет особое дерзновение просить у Бога о всяком приходящем к нему. И когда земными средствами проблемы не решаются и требуется явная милость Божия, преподобный выступает как ходатай и смиренный проситель за свой народ. Так было тогда, так есть и теперь. Игумен земли Русской всегда пребывает со своим народом.
Игумен – это тот, кто руководит всей жизнью обители, материальной и духовной.
8 октября, в день светлой памяти преподобного Сергия, настоятели всех монастырей нашей Церкви во главе со Святейшим Патриархом собрались у его святых мощей. В день, когда мы верим, что он как никогда близок нам, настоятели русских монастырей молились единым сердцем и едиными устами вместе с народом русским, съехавшимся сюда со всех концов страны. С благоговением, радостью и смирением духовное воинство собралось у своего предводителя.
Воины никогда не покидают свои посты просто так. Когда воинство собирается – быть походу, быть войне. И в этой войне можно стать или победителем, или проигравшим – третьего не дано. Ведь «наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12). И под знаменами Христа под предводительством преподобного Сергия монашеское воинство шло побеждать. Яко с нами Бог.
Денис Ахалашвили,
ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева Боровского монастыря
www.pravoslavie.ru 13 января 2015 года