Дорогие братья и сестры! Сегодня на богослужении мы слышали Евангелие о человеке, у которого уродился большой урожай. Этот богатый человек думал: что же ему делать? И он решил построить новые большие житницы, чтобы жить долгое время в радости и веселии. Господь на это говорит: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?».
Ключевая фраза этого Евангелия в конце: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
— Что значит «богатеть в Бога?»
Эти слова Христа говорят о том, что притча эта имеет в виду не только фермеров, но и всех нас. Если спросить у вас, а кто имеет большое поле?! Кто собирает большой урожай?
Мы сейчас с сельским хозяйством связаны через наш дачный участочек, но речь в этой притче, конечно, не об этом.
Очень часто, когда в Евангелии Господь говорит о богатстве, мы это толкуем в отношении тех даров или тех талантов, которые Бог дал каждому из нас. Заработать большое количество денег, управлять финансами — это тоже талант, способность от Бога.
О талантах хорошо говорить на примере семьи или на примере прихода — нашей духовной семьи. У нас на нашем приходе есть люди, которые поют. Им Бог дал музыкальный слух. Но не каждый может петь. Есть прихожане, которые украшают наш храм цветами, убирают церковь. А ведь для русского менталитета чистота, немецкий порядок — не всегда характерен. Таким образом, поддерживать чистоту, убирать в церкви — это подвиг для каждого из нас. Есть у нас работники церковной лавки, которые за пожертвования распространяют церковную литературу. Есть люди у нас, которые молятся — молитвенники. Молиться не так легко, не всем это дано. Для большинства людей молитва бывает только в храме, а за его порогом уже такие христиане живут, в основном, светской жизнью. Вот, наши таланты, наши способности — это наше богатство!
Евангелие ставит перед каждым из нас вопрос: что значит богатеть в Бога?
В Бога богатеть — значит собирать не для себя. Не для своей выгоды. В семье, например, бывает такой период, когда каждый тянет одеяло в свою сторону, то есть, заботится только о себе. Даже будет участвовать в общем деле, но из личных соображений. В храме тоже бывают такие люди, которые готовы помочь, но исключительно ради денег. С такими, ориентированными на деньги людьми очень трудно общаться. Их мысли всегда пропорциональны тем доходам, которые они получат. Такое мышление уничтожает духовность, христианский подход к жизни. Материализм уничтожает то духовное богатство, которым живет всякий истинный христианин.
Своими талантами нам необходимо служить близким и приобретать через них богатство духовное.
Через такие добрые дела необходимо приобретать добродетель.
Особенно это необходимо осознать в посту, который сейчас идет. Мы с вами плохие постники. Так строго поститься, как советует церковный устав, мы не можем. Особенно это трудно людям, которые много физически и умственно работают. У нас очень плохая экология, очень плохие продукты. У кого диабет, другие болезни, тот обычно берет благословение на послабление поста. И в этом случае священник всегда советует компенсировать физический пост духовными упражнениями. Можно больше молиться, можно больше читать духовной литературы, смотреть духовные передачи.
Вне поста мы иной раз думаем, что надо бы почитать Евангелие, надо бы изучить определенный вопрос веры. Но мы всякий раз понимаем, что такой вопрос мы никогда не будем изучать, потому что нам не до этого, да и не так для нас в конце концов важно.
Пост же является временем благоприятным для дел благочестия. Мы в посту можем принести небольшую пользу для своей души, а значит — и для своих близких.
Не работающий над собой христианин духовно черствеет. И постепенно не может дать уже ответ на те вопросы, на которые раньше отвечал. Даже ему неохота говорить о духовном.
Поэтому всякий раз, когда мы в Бога богатеем, когда мы развиваем свое уменье, мы этим можем послужить близким. Способности могут быть у нас самые разные — это не только молитва или богословие. Это может быть даже просто внимание, доброе отношение, терпеливость к близким. Не все имеют терпение.
Если мы развиваем свои способности, то это обогащает нас, мы через это становимся более духовно богатыми.
Таким образом, такой путь добродетельной жизни предлагает нам сегодня Господь в Евангелии или, скорее, напоминает нам об этой стороне христианской жизни. Задумаемся об этом!
Аминь.