Таинство Причастия.
Причащение Тела и Крови Христовой — одно из Таинств Православной церкви, к которому должен периодически приступать каждый верующий человек. Причащение совершается во время Божественной литургии — богослужения, совершаемого в храмах с утра. Причастие столь же необходимо для нашей души, как и питание для тела; оно укрепляет наши душевные силы, врачует душевные недуги и помогает бороться с греховными пристрастиями. Кроме того, причащаясь, мы свидетельствуем свое единство с Церковью; в первые века Христианства человек, именующий себя верующим, но не преступавший к причастию, отлучался от Церкви и не считался верующим христианином. Чтобы достойно причаститься Святых Христовых Тайн, следует должным образом к этому подготовиться. В течение определенного времени перед причастием (как минимум, три дня) нужно поститься — не вкушать скоромной пищи, — воздержаться от развлечений и мирских удовольствий; это время следует посвятить размышлению о своей жизни, о грехах, в которых предстоит исповедоваться. Накануне причащения желательно побывать на вечернем богослужении и прочитать по Молитвослову (эту книгу, необходимую для каждого верующего, можно приобрести в каждом храме) правило ко Причащению. Утром в день причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Накануне причастия — с полуночи и утром — нельзя есть, пить и курить (для тех, кто подвержен этой вредной привычке). Перед причастием взрослым людям и детям, начиная с 7-летнего возраста, нужно исповедаться; исповедь в церкви обычно начинается перед Божественной литургией.
Причащение совершается в конце Литургии. Верующие, допущенные к причастию священником, по очереди подходят к амвону (возвышенному месту перед иконостасом), на которой стоит священник с Чашей. Подходя к причастию, следует сложить руки крестообразно на груди, назвать свое имя; после того, как вас причастили и отерли уста платом, нужно поцеловать нижнюю часть Чаши и отойти к тому месту, где церковнослужители раздают причастникам «запивку» — частички антидора или просфор и вино, разведенное горячей водой.
В Таинстве Причащения мы воспринимаем в себя Божественную жизнь, причащаясь Тела и Крови Христовых. Выходить из церкви после причастия можно лишь после того, как вы поцелуете крест, выносимый священником по окончании Божественной литургии.
После причастия следует особенно усердно следить за тем, чтобы должным образом сохранить в себе духовные дарования, подаваемые в Таинстве Причащения. По возможности следует удаляться от обыденных разговоров, не заниматься повседневными делами; причастившемуся лучше всего посвятить день причастия богоугодным делам, чтению духовных книг, делам милосердия и любви к ближним.
Как часто нужно причащаться?
Этот вопрос каждый верующий может решить, лишь посоветовавшись со священником. В любом случае, к Таинству Причащения нужно приступать не реже 1 раза в месяц; можно причащаться в каждом из четырех многодневных постов церковного года, каждый двунадесятый праздник, на день ангела и на день рожденья. Следует соблюдать главное правило — частота причащения должна соответствовать уровню вашей духовной жизни; именно поэтому совет священника-духовника в данном случае необходим.
В церковном году есть особый день — Великий Четверг (последний четверг перед Пасхой), когда мы воспоминаем установление Господом Иисусом Христом Таинства Причащения. В этот день, по древней церковной традиции, все верующие стараются причаститься Святых Христовых Тайн.
Что нужно сделать для причащения больного, который сам не может дойти до церкви?
В этом случае нужно священника пригласить домой к больному, чтобы причастить его на дому Запасными Святыми Дарами.
Перед причастием больному с полуночи не следует есть и пить. Безусловно желательно, чтобы больной сам или при помощи других прочитал правило ко причащению. К приходу священника у его постели нужно приготовить столик на котором должны находиться икона и зажженная лампада или свеча. После прихода священник и приготовления им всего необходимого для причащения родные или близкие должны предусмотреть возможность на некоторое время удалиться из помещения, где находится больной, чтобы дать ему возможность исповедаться в спокойной обстановке.
Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.» (Ин. 6, 53-56).