Что такое пост?
1. Греческое слово νηστεία, соответствующее русскому “пост”, образовано при помощи отрицательной частицы νη и гла¬гола εσθίω – “ем”. От этих слов происходит слово νήστις (постник) – тот, кто не ест. Отсюда, в свою очередь, образованы глагол νηστεύω (пощусь) и существительное νηστεία, первоначально обозначавшее полное воздержание от пищи и пития.
2. Позднее, по мере роста продолжительности постов и их развития, под по¬стом стали понимать не только полное воздержание от твердой и жидкой пищи, но и воздержание частичное – отказ от определенной пищи и умеренное употребление других продуктов. Так появляется разделение яств на постные и скоромные.
3. Согласно этому разделению к постным продуктам относятся хлеб, овощи, фрукты (в особенности сушеные) и т. д. Скоромной же является та пища, которую готовят на растительном или сли¬вочном масле.
С классификацией продуктов на постные и скоромные связан еще один термин, употребляемый в церковном обиходе – сухоядение. Он означает вкушение сырой, невареной пищи и является наиболее строгим видом поста.
4. Как в Священном Писании, так и в нашем церковном Предании (в писаниях Отцов и церковных песнопениях) мы также часто встречаем термин воздержание. Этот термин имеет более широкое значение; он включает в себя всю совокупность духовного подвига христианина. Однако нередко он используется для обозначения именно постного подвига.
5. Пост является древнейшим церковным установлением. Однако как духовное явление он существовал еще в дохристианскую эпоху. Мы встречаем его не только среди израильтян, но и у других древних народов, в особенности на Востоке. Пост существовал также у древних греков и римлян. Все эти народы полагали, что с помощью поста можно умилостивить богов, достичь нравственного очищения и духовного роста.
Пост во времена Ветхого Завета
1. Духовная ценность поста ясно видна на страницах Ветхого Завета. Он является выражением внутреннего обращения человека к Богу и символизирует раскаяние грешного человека. С помощью поста человек смиряется перед Богом. Это смирение и сокрушение, проявляемое постным трудом, дает человеку право призывать Божью милость и помощь. Эту уверенность благочестивого израильтянина выражает во многих своих псалмах царь-пророк Давид (Пс. XXXIV, 13; LXVIII, 11; CVIII, 24).
2. Многие Отцы Церкви – и особенно Василий Великий – утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от дерева познания добра и зла (Быт. II, 17). Василий Великий пишет по этому поводу:
“Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт. II, 17). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания”.
3. Сам Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния или Умилостивления (Лев. XVI, 29-30; XXIII, 27-33). Это единственный пост, заповеданный Моисеевым Законом; он был очень строгим и заключался в настоящем неядении. Этим постом израильтяне хотели умилостивить Бога о своих грехах.
После вавилонского плена были установлены и другие посты в воспоминание значительных духовных и национальных событий, а также различных бедствий, как, например, в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона (Исх. XXXII), взятия Иерусалима вавилонянами (4 Цар. XXIV-XXV; 2 Пар. XXXVI; Иер. LII, 4), сожжения Соломонова Храма (2 Пар. XXXVI, 19; Зах. VII, 3) и других.
4. Помимо регулярных постов Ветхий Завет упоминает и об особенных постных днях, объявлявшихся по особым случаям. В эпоху Судей объявляется пост по поводу резни, устроенной сынами Вениамина (Суд. XX, 26). Израильтяне постятся после внезапной смерти своего царя Саула (2 Цар. XXXI, 13). Давид со своей дружиной также постился, узнав о смерти Саула и его сыновней (2 Цар. I, 11-12).
5. В Ветхом Завете наряду с особенными постами всего израильского народа или какой-либо отдельной группы людей мы встречаемся и с частными, личными постами. Например, пророк Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога Десять заповедей, хлеба не ел и воды не пил, как повествует книга Исход (XXXIV, 28). Сорок дней и сорок ночей постился и пророк Илия на пути до горы Хорива (3 Цар. XIX, 8-12).
Строго постился и пророк Даниил. Он сам так рассказывает о себе: Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои (Дан. X, 2-3). Постом и покаянием ответили на проповедь пророка Ионы жители Ниневии: И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого (Иона III, 5). Так они избежали грядущей катастрофы.
6. Значение поста подчеркивают и ветхозаветные пророки. С помощью поста израильтяне должны были обратиться к живому и истинному Богу.
Обратитесь ко Мне, – заповедует Сам Бог через пророка Иоиля, – всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему… Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торже¬ственное собрание…” (Иоиль II, 12-15).
Пророк Исаия предупреждает об опасности формального поста и перечисляет признаки поста истинного, поста, который приятен Богу и может очистить грехи:
Пост и субботу [Так в греческом и церковнославянском тексте (прим. пер.).], и новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их… Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову… (Ис. I, 13-17). И в другом месте:
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом… Тогда ты воззовешь, и Господь услышит… И будет Господь вождем твоим всегда (Ис. LVIII 6-11).
Иисус Христос и пост
1. Прежде чем обратиться к учению Христа, вспомним двух святых людей, которые могут считаться образцами по¬стников. Одна из них – пророчица Анна, дочь Фануила из колена Асирова, вместе с праведным Симеоном встретившая в Храме сорокадневного младенца Христа. Евангелист Лука сообщает, что она не отходила от Храма, постом и молит¬вою служа Богу день и ночь (Лк. II, 36).
Другой – святой Иоанн Предтеча. Его строжайшая жизнь (Мф. III, 1-4; Мк. I, 4-6) и его проповедь в Иудейской пустыне были обращенным к народу призывом обратиться к Богу через покаяние и пост.
2. А теперь мы переходим к личности нашего Господа. Отношение Христа к посту – установлению, имевшему особое значение для духовного сознания его соплеменников, – раскрывается в Евангелии двояким образом. Во-первых, из Его личного примера; во-вторых – из Его учения о посте, содержащегося в Нагорной проповеди.
Когда Господь собирался выйти на Свое общественное служение, Дух Святой привел Его в пустыню, и Христос, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. IV, 1-2). Сорокадневным постом, – в продолжение которого, как пишет святой Лука, Христос ничего не ел, (Лк. IV, 2) – и молитвой Он готовился к своей проповеди. Таким образом он не только подтвердил закон о мосте, но и оставил нам Свой личный пример для подражания.
3. Как и другие проявления духовной жизни израильтян, пост во времена земной жизни Господа выродился в формальный обычай без существенного содержания и настоящей ценности. Например, фарисеи, помимо всеобщих ежегодных постов, постились два раза в неделю (Лк. XVIII, 12). Но они постились формально, напоказ, чтобы показаться людям постящимися, как замечал Сам Господь (Мф. VI, 16).
Христос отвергает такой пост и в Своей Нагорной проповеди (Мф. VI, 16-18) определяет, каким должен быть истинный и угодный Богу пост. Господь учит: “Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”.
4. Силу поста, который даже изгоняет бесов, и его равноценность молитве являет нам слово Господа, сказанное им ученикам, спросившим Его, почему они не смогли исцелить бесноватого юношу: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. IX, 29).
Три Евангелиста-синоптика сохранили для нас еще одно поучение Господа, касающееся поста (Мф. IX, 14-15; Мк. II, 18-20; Лк. V, 33-35). И здесь Христос не только принимает пост, но и говорит о том, что он будет необходим для Его учеников после Вознесения. И из книги Деяний мы видим, как это слово Господа исполнилось в жизни Его Апостолов и первых христиан (Деян. XIII, 2-3; XIV, 23).
Пост в жизни Церкви
1. Пост – установление, занимающее такое значительное место в духовной жизни древнего Израиля, равно как и в жизни и учении Богочеловека Христа, естественно, очень рано получил такое же значение и в жизни христиан. Христиане восприняли от иудейской среды, в которой появилась и начала развиваться Церковь, пост как установление, но не за-конные предписания и различные заповеди человеческие (Мф. XV, 9), регулирующие иудейские посты.
Безошибочным критерием для первых учеников было учение о посте начальника веры Иисуса Христа. А осью, вокруг которой начали формироваться церковные посты – цель, время, образ христианских постов – были основные этапы земной жизни Христа Спасителя: Его Страсти и славное Воскресение.
2. Первым постом, появившимся у христиан, был пост перед Пасхой. В то же время вместо поста в понедельник и четверг, соблюдаемого фарисеями, назначаются два других постных дня: среда и пятница. Эти дни также изначально связывались со значительными событиями земной жизни Господа и очень строго соблюдались христианами. Пост продолжался в течение всего дня.
Изменение времени христианских по¬стов с самого начала связано и с новым пониманием смысла поста. Пост имел своей целью пользу для души и соблю¬дался втайне, а не напоказ; его характерными чертами были радость и светлость, а не скорбь и угрюмость.
3. Из различных исторических свидетельств мы узнаем, что посты первых христиан продолжались весь день, с утра до вечера. Кроме того, пост означал полное неядение. Более умеренный вид поста назывался стоянием. Оно представляло своего рода полупост, прекращавшийся в девятом часу после восхода солнца.
В исключительных случаях пост продолжался два или три дня (т. н. трех¬дневный пост). Соблюдавшие его воздерживались от любой пищи и даже от воды. Такой пост был установлен в Великие Пятницу и Субботу; он оканчивался около полуночи с возвещением Воскресения.
4. С течением времени этот пост по причине строгости стал соблюдаться только мирянами-ревнителями и особенно монахами и подвижниками. К тому же аскетический дух монахов вдохновлял и на удлинение поста. Однако с увеличением количества постных дней пост перестал быть совершенным воздержанием и приобрел новую форму: воздержание от определенной пищи, в особенности от мяса и вина. Это воздержание, как объясняли многие Отцы, не означало гнушение теми или иными продуктами как скверными, но было направлено к телесному подвигу и обузданию плотских желаний, особенно возбуждаемых такой пищей.
Итак, по мере своего развития пост стал разделяться на:
а) полное неядение;
б) сухоядение;
в) воздержание от определенной пищи.
Согласно 50 правилу Лаодикийского Поместного Собора (созванного в 364 г.), христиане “должны во всю Четыредесятницу поститься сухоядением”. Однако часто в действительности сухоядение ограничивалось средой и пятницей.
5. Пост, так же как и прочие церковные установления, испытал на себе значительное влияние со стороны монашества. Расцвет монашеской жизни и ее влияние на жизнь всех христиан не только способствовали развитию подвижнического духи среди мирян, но и привели к тому, что различные постные уставы, соблюдавши вся монахами в монастырях, начали проникать в мир. По этому поводу следует отметить, что еще в XII веке ни продол-жительность постов, ни их уставы еще не были окончательно определены. Различные правила Вселенских и Поместных соборов, касающиеся вопроса о посте, позволяют нам проследить развитие постных правил, почувствовать, чем руководствовалась Церковь, определяя правила о постах, и увидеть значение поста в церковном сознании.
6. 53 Апостольское правило осуждает клириков, которые не едят мяса и не пьют вина по праздникам “гнушаясь, а не ради подвига воздержания”. Из этого правила, как и из 2 правила Гангрского собора (ок. 350 г.), которое также касается вопроса о вкушении мяса, видно, что этими постановлениями церковь боролась с появившимися в ту эпоху тенденциями к чрезмерному подвижничеству, доходившему до объявления некоторых продуктов “скверными” и “нечистыми”.
В 56 правиле Трулльского Собора (691 г.) к скоромной пище отнесены яйца и сыр, которые получают от “закалаемых” и “убойных” животных, мясо которых христиане не едят во время Великой Четыредесятницы.
Соблюдение различных постов постепенно приобрело обязательный характер для всех христиан. 69 Апостольское правило делает исключение для тех, кто не может поститься по причине “телесной немощи”. Святой Тимофей, епископ Александрийский, в своих канонических ответах (ответ 8) причисляет к больным также рожениц.
7. С самого начала пост неразрывно был связан с молитвой. И, в соответствии с учением Апостола Павла (I Кор. VII, 5), время, посвященное посту и молитве, и предполагает одновременное супружеское воздержание. 52 правило Лаодикийского Поместного Собора (ок. 375 г.) недвус¬мысленно запрещает совершать браки в течение Великой Четыредесятницы. [В канонических книгах, употребляемых в Русской Церкви, из многодневных постов супружеское воздержание прямо предписывается только Великим по¬стом (см. Номоканон при Большом Требнике).]
8. Особое место в церковных правилах занимает вопрос о выпавших на постные периоды субботах и воскресеньях. Воскресенье изначально рассматривалось как день радости. Он был исключительным днем, днем Господним, когда христиане вспоминали Воскресение Христово.
Но и суббота – день, когда Бог почил от дел творения – заняла в христианском сознании особое по сравнению с другими днями недели место. Поэтому когда эти два дня приходились на многодневные посты, разрешалось вкушение растительного масла и вина. А если выразиться точнее, то не просто разрешалось, но даже предписывалось, для того чтобы подчеркнуть особый характер этих дней.
66 Апостольское правило предусматривает извержение из сана клириков и отлучнеие для мирян, постящихся в воскресенье или субботу. Тот же вопрос затрагивает и 55 правило Трулльского Собора и 18 правило Гангрского Поместного Собора. Единственное исключение из этого общего правила составляет Великая Суббота, посвященная погребению Спасителя, которая с древнейших времен причислялась к дням самого строгого поста.