Поскольку мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтоб снова войти в рай.
Свт. Василий Великий.
Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благо-угодным Богу. Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от этого есть истинный пост. При таких условиях пост – прекрасное дело.
Свт. Василий Великий.
Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие доблестных людей, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он – сожитель трезвости, делатель целомудрия; он в сражениях совершает доблестные дела, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника… Пост угасил силу огненную, заградил уста львов. Пост посылает молитву на Небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхожде¬нии ввысь. Пост – прибыль домов, мать здоровья, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам, надежный сожитель супругам.
Свт. Василий Великий.
Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца: ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому. Но как упорядочивает он жизнь нашу в обществе? Сразу целый город и целый народ приводит к благочинию, утишает крики, усмиряет раздор, заставляет умолкнуть укоризну… Если бы все приняли его в советники, касательно своих дел, ничто не препятствовало бы тогда глубокому миру во всей веет ленной… Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни. Ибо, как очевидно, он учил бы всех не только воздержанию от яств, но и совершенному удалению и отчуждению от сребролюбия, любостяжательности и всякого порока.
Свт. Василий Великий.
Пост – оружие для ополчения против демонов.
Свт. Василий Великий.
Пост – успокоение наших душ, украшение старцев, наставник юношей, учитель целомудренных; он всякий возраст и пол украшает как бы некой короной.
Свт. Иоанн Златоуст.
Пост иссушает желание, а молитва очищает ум, подготавливая его к созерцанию [истинно] сущего.
Прп. Максим Исповедник.
Пост с рассудительностью – обширное поле для всякого добра. А кто нерадит о посте, тот приводит в колебание все доброе.
Прп. Исаак Сирии.
Пост есть насилие над естеством, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума.
Прп. Иоанн Лествичник
Пост – ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и разума, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел.
Прп. Исаак Сирин.
Благодаря посту совершается все прекрасное и хорошее.
Свт. Григорий Палама.
Поскольку невоздержанность проявляется чрез все чувства, то на всех их нало¬жим воздержание. Если же ты постишься в пище, глаза же имеешь совратителем к прелюбодеянию в тайниках твоей души, и к любопытству и к злословию; слух же – воспринимающим бесчинства и блудные песни и недобрые клеветнические нашептывания; и иные чувства, последовательно вредящие, то какая польза от поста? – Конечно, никакой!
Прп. Григорий Палама.
Тот лишь пост истинный, который распространяется на все, и все очищает, и все врачует.
Прп. Григорий Палама.
Истинно блажен и троекратно блажен, кто соблюл воздержание; потому что воздержание – подлинно великая добродетель… Есть воздержание в пище – владеть собой и не выискивать пищи, в обилии предлагаемой, или яств дорогих, не есть не вовремя, или кроме определенного часа, не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться к алчности красотой пищи и не желать то одной, то другой пищи. Есть воздержание в питии – вла¬деть собой и не ходить на пиры, не услаждаться приятным вкусом вин, не пить вина без нужды, не выискивать разных напитков, не гоняться за удоволь¬ствием – пить искусно приготовленные смеси, не употреблять без меры не только вина, но, если можно, и воды. Есть воздержание в пожелании и в порочном сластолюбии – владеть чувством, не потакать случайно возбудившимся пожеланиям, не склоняться на помыслы, внушающие сладострастие, не услаждаться тем, что в последствии возбуждает к себе не¬нависть, не исполнять воли плоти, но обуздывать страсти страхом Божиим.
Прп. Ефрем Сирин.