Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во
что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если
же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Толкование на Евангельское чтение
Святой праведный Иоанн Кронштадский
В нынешнем Евангелии читана была, возлюбленные братья, весьма поучительная притча Спасителя о сеятеле и семени. В этой притче, как и во всем учении Христа Спасителя, явно, братья, видишь Бога, видящего насквозь сердце каждого человека или, как говорит Священное Писание, испытующаго сердца и утробы (Пс. 7, 10) наши — все, что в них есть скрытного, иногда даже и нам самим неизвестного, все духовные извилины и закоулки их, все неправды или правды их. Одних из нас эта притча Бога Спасителя осуждает и повергает в стыд и посрамление, а других восхваляет и приносит в сердца мир и благословение Божие. Речь идет, братья, о слушании слова Божия. Итак, внимайте, возлюбленные! Сердцеведец взирает на вас и ожидает плода от Своего слова, через меня, смиренного и многогрешного, вам проповедуемого. Ваша собственная польза требует, чтобы вы приняли это слово всем сердцем и удержали его в нем навсегда — для руководства на будущее время при слушании слова Божия в церкви.
Сеятель, возлюбленные братья, есть Иисус Христос; семя — значит слово Божие, а земля — сердце человеческое; доброе сердце — добрая земля, а злое, нечистое, страстями задавленное сердце — худая земля. Вот, одни бывают невнимательные слушатели, рассеянные, которые не благоговеют пред словом Божиим, как бы следовало благоговеть; и к таким-то слушателям приходит тайно в сердце их сатана в то самое время, как они слушают, и, как вор у неосторожных хозяев дома, уносит слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Это подле дороги посеянное слово Божие.
Научитесь же из этого, с каким глубоким вниманием, с какой несомненной верой нужно слушать спасительное и живое слово Божие. Враг то и дело высматривает, нельзя ли как — либо сделать кого невнимательным к слову Божию, нельзя ли уничтожить в сердце чем-либо веру в него, чтобы через веру в слово Божие они не покаялись в своих грехах и не спаслись. Весь ум в сердце вперите во время чтения или проповедования слова Божия и открытыми, верующими сердцами, со смирением слушайте его во спасение душ своих, а помыслы сомнения или другие беспокойные или нечистые мысли и чувства прогоняйте прочь, как диавольское семя.
Другие охотно, со вниманием слушают слово Божие, но вот горе: они бывают легкомысленны, нетерпеливы, самолюбивы, непостоянны; при благоприятных обстоятельствах веруют, а при неблагоприятных изменяют своей вере; это люди, которые не укоренили в себе веры, это семя, упавшее на камень. А вера проповедует, что только претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22); а страшливым и неверным, и скверным и всем лживым, часть ими в озере горящем огнем и серою (Апок. 21,8,3). И по общему человеческому сознанию не справедливо ли требовать, возлюбленные братья, чтобы человек был верен до конца тому, кому дал клятвенный обет быть верным до смерти, особенно если клятва в верности дана им лицу, стоящему полной нашей любви и совершенного почтения? Если мы земному царю даем обет клятвенный служить до последней капли крови и считаем бесчестием не сдержать своего обета и остаемся ему верны до смерти, то как же не будем верны до смерти Богу Спасителю, Который, приняв на Себя нашу природу, пролил за нас до капли всю кровь Свою и Которому мы дали при крещении долг верности? О, да не отпадем от нашего Господа Искупителя, какая бы ни постигла нас напасть! Ибо куда мы скроемся от Него? Что мы найдем без Него? Он имеет глаголы жизни вечной (Ин. 6, 68).
А вот есть еще и такие слушатели слова Божия, которых сердце обременено заботами житейскими, пристрастием к богатству и предано наслаждениям жизни: они послушают слово Божие, поймут и как — будто примут его к сердцу, но когда выйдут из церкви, то сейчас же на них нападают житейские попечения или обольщения богатства или прельщают их житейские наслаждения, и вот слово Божие, едва получившее себе тесное место в сердце, подавляется этим как бы свинцовым гнетом забот житейских, пристрастия к богатству и удовольствиям временной жизни, и — увы! — нет опять плода в жизнь вечную, потому что человек силится собирать плоды в жизнь временную. Увы, возлюбленные братья, таких слушателей слова Божия в наших храмах всего больше. Согласитесь, что многие из вас приходят в церковь с мирским рассеянием, с заботами об удовлетворении своих обыденных нужд — да если бы только еще нужд, а то часто об удовлетворении своих страстей и похотей; и вот, когда начнется проповедь, вы начинаете, по-видимому, слушать; кончилась проповедь — и любимые ваши мысли и пожелания овладевают вами и вы остаетесь без плода от слова Божия. Бывает еще и то, что страсти и похоти гонят вас из храма во время самой проповеди слова Божия и вы бежите от глаголов жизни вечной. О, если бы этого никогда не было впредь!
Наконец, слава Богу, были во все времена, есть и теперь такие слушатели, которые слушают слово Божие добрым и благим сердцем, преданы совершенно Богу и Его святому слову, которые живут, не привязываясь сердцем к земному, не подавляясь житейскими заботами, потому что не считают нужным убивать время, данное для приготовления к Небесному Отечеству, на убийственные и мелочные заботы об одежде, пище и питии. Эти-то слушатели, выслушав со вниманием слово Божие, держат его в сердце и терпеливо подвизаются в жизни, ожидая будущего Царствия Божия, пока наконец смерть отворит им дверь в него. Знаю, что такие слушатели есть и между вами, возлюбленные братья. Мир и благословение Божие да почиет на вас, и да сподобит вас Господь Царствия Своего Небесного.
Братья возлюбленные! Во время чтения или проповедования слова Божия крайне берегитесь быть рассеянными и никогда не сейте на тернии, т. е. на сердцах, заросших страстями и похотями. Слушайте все слово Божие добрым и благим сердцем, т. е. сердцем с живой верой, с добрыми и святыми помыслами. Аминь.