Нагорная проповедь (Мф, 6:22-33)

f14e20a2dc265f0f75139aaa466a661a

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во

что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если

же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Толкование на Евангельское чтение

Святой праведный Иоанн Кронштадский

В нынешнем Евангелии читана была, возлюбленные бра­тья, весьма поучительная притча Спасителя о сеятеле и семени. В этой притче, как и во всем учении Христа Спасите­ля, явно, братья, видишь Бога, видящего насквозь сердце каж­дого человека или, как говорит Священное Писание, испытующаго сердца и утробы (Пс. 7, 10) наши — все, что в них есть скрытного, иногда даже и нам самим неизвестного, все духов­ные извилины и закоулки их, все неправды или правды их. Одних из нас эта притча Бога Спасителя осуждает и поверга­ет в стыд и посрамление, а других восхваляет и приносит в сердца мир и благословение Божие. Речь идет, братья, о слу­шании слова Божия. Итак, внимайте, возлюбленные! Сердце­ведец взирает на вас и ожидает плода от Своего слова, через меня, смиренного и многогрешного, вам проповедуемого. Ва­ша собственная польза требует, чтобы вы приняли это слово всем сердцем и удержали его в нем навсегда — для руководст­ва на будущее время при слушании слова Божия в церкви.

Сеятель, возлюбленные братья, есть Иисус Христос; семя — значит слово Божие, а земля — сердце человеческое; доброе сердце — добрая земля, а злое, нечистое, страстями задавлен­ное сердце — худая земля. Вот, одни бывают невнимательные слушатели, рассеянные, которые не благоговеют пред словом Божиим, как бы следовало благоговеть; и к таким-то слушате­лям приходит тайно в сердце их сатана в то самое время, как они слушают, и, как вор у неосторожных хозяев дома, уносит слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спас­лись. Это подле дороги посеянное слово Божие.

Научитесь же из этого, с каким глубоким вниманием, с какой несомненной верой нужно слушать спасительное и живое слово Божие. Враг то и дело высматривает, нельзя ли как — либо сделать ко­го невнимательным к слову Божию, нельзя ли уничтожить в сердце чем-либо веру в него, чтобы через веру в слово Божие они не покаялись в своих грехах и не спаслись. Весь ум в серд­це вперите во время чтения или проповедования слова Божия и открытыми, верующими сердцами, со смирением слушайте его во спасение душ своих, а помыслы сомнения или другие беспокойные или нечистые мысли и чувства прогоняйте прочь, как диавольское семя.

Другие охотно, со вниманием слушают слово Божие, но вот горе: они бывают легкомысленны, нетерпеливы, самолюбивы, непостоянны; при благоприятных обстоятельствах веруют, а при неблагоприятных изменяют своей вере; это люди, кото­рые не укоренили в себе веры, это семя, упавшее на камень. А вера проповедует, что только претерпевый до конца, той спа­сен будет (Мф. 10, 22); а страшливым и неверным, и скверным и всем лживым, часть ими в озере горящем огнем и серою (Апок. 21,8,3). И по общему человеческому сознанию не спра­ведливо ли требовать, возлюбленные братья, чтобы человек был верен до конца тому, кому дал клятвенный обет быть вер­ным до смерти, особенно если клятва в верности дана им лицу, стоящему полной нашей любви и совершенного почтения? Ес­ли мы земному царю даем обет клятвенный служить до по­следней капли крови и считаем бесчестием не сдержать своего обета и остаемся ему верны до смерти, то как же не будем вер­ны до смерти Богу Спасителю, Который, приняв на Себя нашу природу, пролил за нас до капли всю кровь Свою и Которому мы дали при крещении долг верности? О, да не отпадем от на­шего Господа Искупителя, какая бы ни постигла нас напасть! Ибо куда мы скроемся от Него? Что мы найдем без Него? Он имеет глаголы жизни вечной (Ин. 6, 68).

А вот есть еще и такие слушатели слова Божия, которых сердце обременено заботами житейскими, пристрастием к богатству и предано наслаждени­ям жизни: они послушают слово Божие, поймут и как — будто примут его к сердцу, но когда выйдут из церкви, то сейчас же на них нападают житейские попечения или обольщения богат­ства или прельщают их житейские наслаждения, и вот слово Божие, едва получившее себе тесное место в сердце, подавля­ется этим как бы свинцовым гнетом забот житейских, пристра­стия к богатству и удовольствиям временной жизни, и — увы! — нет опять плода в жизнь вечную, потому что человек силится собирать плоды в жизнь временную. Увы, возлюблен­ные братья, таких слушателей слова Божия в наших храмах всего больше. Согласитесь, что многие из вас приходят в цер­ковь с мирским рассеянием, с заботами об удовлетворении своих обыденных нужд — да если бы только еще нужд, а то ча­сто об удовлетворении своих страстей и похотей; и вот, когда начнется проповедь, вы начинаете, по-видимому, слушать; кончилась проповедь — и любимые ваши мысли и пожелания овладевают вами и вы остаетесь без плода от слова Божия. Бы­вает еще и то, что страсти и похоти гонят вас из храма во вре­мя самой проповеди слова Божия и вы бежите от глаголов жизни вечной. О, если бы этого никогда не было впредь!

Наконец, слава Богу, были во все времена, есть и теперь та­кие слушатели, которые слушают слово Божие добрым и бла­гим сердцем, преданы совершенно Богу и Его святому слову, которые живут, не привязываясь сердцем к земному, не подавляясь житейскими заботами, потому что не считают нуж­ным убивать время, данное для приготовления к Небесному Отечеству, на убийственные и мелочные заботы об одежде, пище и питии. Эти-то слушатели, выслушав со вниманием слово Божие, держат его в сердце и терпеливо подвизаются в жизни, ожидая будущего Царствия Божия, пока наконец смерть отворит им дверь в него. Знаю, что такие слушатели есть и между вами, возлюбленные братья. Мир и благослове­ние Божие да почиет на вас, и да сподобит вас Господь Царст­вия Своего Небесного.

Братья возлюбленные! Во время чтения или проповедова­ния слова Божия крайне берегитесь быть рассеянными и ни­когда не сейте на тернии, т. е. на сердцах, заросших страстями и похотями. Слушайте все слово Божие добрым и благим сердцем, т. е. сердцем с живой верой, с добрыми и святыми по­мыслами. Аминь.

Комментарии отключены.